пятница, 24 октября 2014 г.

Реальность и мечты


Задумавшаяся деловая женщина смотрит вдаль; фото 1534870, фотограф Yuri Arcurs / Legion Media. Фотобанк Лори - Продажа фотографиЕсли спросить любого воспитателя в детском дошкольном учреждении - какие трудности вы испытываете сегодня  в профессиональной  деятельности? 

 Думаю, большинство педагогов будут говорить о том, что дети наши заорганизованы, что времени для свободной творческой (настоящей!) игры ребенка почти совсем не остается, что количество детей в группах настолько превышает норму, что возможности для индивидуализации образования весьма скромны. 
 Это действительно так. Рассмотрим к примеру
день ребенка старшего дошкольного возраста в детском саду: родители редко приводят ребенка к 7.00, в основном дети собираются около 8.00. Весь день расписан буквально по минутам: пришел, переоделся в спортивную форму и на зарядку, пришел с зарядки, переоделся, гигиенические процедуры, завтрак. После завтрака 2 или 3 занятия - называть их можно как угодно - НОД, или ИОС - игровая обучающая ситуация, как сегодня принято говорить, (как будто от того, что мы меняем названия, меняется суть процесса), но это организованная воспитателем (с 35-40 детьми) образовательная деятельность, направленная на реализацию задач образовательной программы. После занятий (НОД или ИОС) - прогулка до обеда, вернулись с прогулки, гигиенические процедуры, сон. После сна - дополнительная образовательная деятельность - практически все дети расходятся по кружкам по интересам. Вернулись - полдник и снова на прогулку до ухода домой, если погода хорошая.
И где же в этом режиме время, например,  для самостоятельного художественного творчества ребенка? Для той игры, которую выбирает сам ребенок, а не под влиянием взрослого? Это 10, 15, 20 минут между "режимными моментами", в лучшем случае в теплое время года - на улице, если созданы условия на прогулочной веранде. 
Что же делать? в перспективе, если предаваться мечтам - 

1. строить новые детские сады, чтобы количество детей в группах было не более 20 человек
2. Предусматривать в новых детских садах просторные игровые комнаты,  в планировке которых уже будет заложена возможность зонирования - для релаксации, уединения, для творчества, для экспериментирования и т.д., с разными видами освещения, с доступом к воде и сливом...
3. Обеспечить детские сады игровым оборудованием, современной техникой, интерактивными досками, музыкальными центрами и т.д.
2. Поднять престиж профессии и уровень подготовки воспитателей так, чтобы не жалко было убрать наше "дополнительное образование", чтобы воспитатель стал педагогом - творцом, которого не нужно помещать в рамки расписанных образовательных мероприятий, только тогда, на мой взгляд, у наших детей появится реальная возможность культурных практик, настоящей игровой деятельности, творчества.
                А пока мы живем вот в этих условиях - когда детей в группе 35-40 человек и с представленным выше режимом, единственный путь к совершенству, перефразируя высказывание великого Микеланджело,  - это постоянное внимание к "деталям", к "мелочам", в частности для художественно-эстетического воспитания очень важно – наш внешний вид и наше внимание к тому,  как выглядят дети – одежда, прическа, аксессуары у девочек, как мы  говорим, наш стиль общения с детьми, образность речи, какой стиль общения мы формируем в детском коллективе; наша забота о том, чтобы стол во время приема пищи выглядел эстетично – кроме обычной сервировки неплохо использовать технику оригами для складывания салфеток на стол, делать крошечные икебаны для украшения стола – за таким столом и детям не захочется шалить, сидеть вразвалку; наша забота о том, чтобы в группе было уютно и задача чтобы это стало заботой детей, а еще -  умение ценить и целесообразно использовать каждую минуту общения с детьми, любить и уважать детей,  повышать свой профессиональный уровень, помнить, что миссия воспитателя - это формирование фундамента личности человека.     
                                                                                       
                                                          А вы как считаете?                                                                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий