пятница, 2 января 2015 г.

В ожидании Рождества

Одной из главных функций образования является обогащение духовного мира ребенка, развитие его ценностного потенциала, активное приобщение к сокровищам национальной и мировой культуры. Признание приоритета ценностей в духовно-нравственном воспитании требует определения педагогических условий, механизмов включения ребенка в национальный и общечеловеческий духовный опыт.Эта тема особенно актуальна в ожидании праздника, Рождества Христова.

Конечно же, мы, педагоги, работающие в муниципальных образовательных учреждениях, должны помнить о том, что согласно статье 14 Основного закона - Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Также важно учитывать многонациональность нашего региона, и, как следствие, - множественность вероисповеданий, к которым мы относимся с уважением и терпимостью, прививая свое отношение и нашим воспитанникам. При этом, не впадая в миссионерство, важно правильно использовать в педагогической деятельности с детьми тот духовно - нравственный потенциал, который содержится в православных христианских ценностях.

"Принятие Русью христианства, освоение христианских ценностей, вплетающихся в ценности древнеславянской культуры, имело огромное значение для обогащения духовного мира русского народа. Решение в русской философии духовных задач производилось через призму христианского мировоззрения, человеческая личность понималась как единство духа, души и тела." (Баишева М.И.) Великий русский педагог К. Д. Ушинский так говорил об этом: «есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, - это идеал, представляемый нам христианством, ... и воспитанию остается только, прежде всего, и в основу всего укоренить. ... Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию...». Многие семьи в России сейчас примкнули к православному христианству, вместе с детьми посещают храмы, соблюдают религиозные праздники, обряды. Но очень часто за внешними действиями ускользает самое главное - содержание. Пройдет время, дети вырастут и сами определятся - быть им атеистами или стать верующими. Главное в том, какие ценности они присвоят, а это зависит уже от нас, взрослых, родителей и педагогов. Какими будут ценности наших воспитанников, таким и будет наше будущее общество. 

Обращение к внутреннему миру ребенка требует от нас, взрослых, особой тактичности, способности общаться с ребенком "на языке детства" - через сказку, театр, игру, творчество. Историю о Рождестве Христовом в нашем учреждении дети узнают от воспитателей в уютной, доброй атмосфере, при этом используются мультимедийные презентации, настольный театр - Рождественский вертеп , в котором есть и диалог и действие, а дети постарше сами создают персонажей театра. Как самим сделать Рождественский вертеп с детьми читаем здесь


7 вертепов своими руками и другие рождественские поделки


А в книге одного из ведущих израильских аниматоров, талантливого мультипликатора и  педагога  Рони Орена "Секреты пластилина "Праздник Рождества" педагоги и родители смогут найти руководство к созданию персонажей библейской истории. В электронном виде есть здесь

                         


Иллюстрация Юрия Пронина к книге Майи Кучерской «Библия для детей»Конечно же, большую помощь оказывает детская художественная литература, в данном случае рекомендую сайт Папмамбук, который сегодня представляет книгу для детей  "Вифлеем, 2000 лет назад" Майи Кучерской.

Ничего, что мы, педагоги, встретимся с воспитанниками уже после праздника, 12 января, Душевная беседа с детьми о прошедших праздниках, о том, что запомнилось детям, в чем смысл праздника, детское творчество на основе впечатлений - все это зернышки, которые, надеюсь, со временем дадут добрые всходы.





Комментариев нет:

Отправить комментарий