пятница, 16 января 2015 г.

О духовности, красоте и снова - мультфильме

На  днях я случайно "набрела" в сети на книгу лауреата Нобелевской премии Германа Гессе "Игра в бисер", начала читать.  
«Игра в бисер» (нем. Das Glasperlenspiel) — последний и главный роман немецко-швейцарского писателя Германа Гессе, над которым он работал с 1931 по 1942 год (книга была закончена 29 апреля 1942 года), это философское эссе, замаскированное под сюрреалистический роман.
Впервые роман опубликован 18 ноября 1943 года в цюрихском издательстве «Фретц и Васмут» (Fretz & Wasmuth) в двух томах. В 1946 году Гессе был награждён Нобелевской премией по литературе, в том числе и за это произведение. (Сведения из Википедии).
Вся книга написана якобы от имени касталийского историка из далекого будущего. Страна Касталия -  выдуманная писателем- страна интеллектуалов — духовной элиты будущего. 
Е.Маркович в аннотации к книге пишет:
"Уже в названии этой книги умная и горькая ирония. «Игра в бисер». Не дело, а игра в пустые стекляшки. Ведь не что иное, как духовные устремления ученых и художников,  их занятия теорией, науками и искусствами, автор осмелился назвать игрой. Что же такое эти устремления? — как бы задает вопрос Гессе. Действительно, всего лишь игра или жизненная необходимость? А может быть, разновидность новой религии для интеллектуалов? Чему должна служить духовная деятельность, чтобы не превратиться в пустую игру? Как связаны хранители высшей духовной культуры с теми, кто создает материальные ценности? Какова основа и роль истинной «духовности» в наш век?" "...отталкиваясь от этой столь ненавистной ему системы «ломки воли» и «стрижки под одну гребенку», Гессе будет поистине вдохновенно описывать близкие его сердцу педагогические принципы воображаемой Касталии: осторожное развитие способностей, раскрытие возможностей, заложенных в самой природе ребенка".
       Скорее всего, среди читателей блога есть те, кто читал (прочел полностью) эту книгу, буду признательна, если поделитесь впечатлением, а я пока еще "в пути". Тем не менее, книга эта вернула меня к размышлениям, которым предавались разные люди, в разные времена, в разной форме (поэтической, философской и т.д., да и просто - частной беседы). Одна из вариаций - в отрывке стихотворения Николая Заболоцкого "Некрасивая девочка":

" А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?"

Еще одно знаменитое выражение "Красота спасет мир" Федора Михайловича Достоевского, из романа «Идиот» (1868). Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота». В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он , громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен......Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему». Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает Главному замыслу романа — создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».
Казалось бы, какое отношение имеют все эти размышления к дошкольному образованию? Считаю - самое прямое. На педагогов , работающих с дошкольниками, и родителей детей ложится громадная ответственность - не только воспитание здорового, умного, любознательного ребенка, но и формирование основ ценностно - смысловой сферы личности маленького человека,   его духовно - нравственных качеств. 
Прикосновение к миру прекрасного, доброго посредством произведений искусства - самая короткая дорога к нежной, чистой душе ребенка. Важно только правильно подобрать именно те произведения, которые будут близки детям. 
Вчера подошла ко мне наш музыкальный руководитель Светлана Алексеевна Гончарова: "Ольга Анатольевна, даю детям слушание фрагментов из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик", вертятся, отвлекаются. Может быть им мультфильм "Щелкунчик"показать?"
Что мы и сделали. Скачала мультфильм «Щелку́нчик» - музыкальный рисованный мультипликационный фильм 1973 года режиссёра Бориса Степанцева по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана и балета П. И. Чайковского. 
Именно этот вариант сказки мы и показали детям старших и подготовительных к школе групп - мультфильм без слов, только действия на экране и чудесная музыка П.И. Чайковского, и по длительности - 25 минут- как раз для малышей. 
Тишина стояла идеальная! Даже самые непослушные, болтушки и вертушки, затаив дыхание, следили за сюжетом сказки и слушали, впитывали в себя волшебную музыку Петра Ильича Чайковского! 



Конечно же, после просмотра мультфильма дети делились впечатлениями, общались со своими воспитателями.  Очень хочется верить, что вот такие маленькие зернышки - впечатления дадут добрые всходы!









2 комментария:

  1. Книгу не читала, но заинтересовалась, внесу в свой список книг для чтения во время отпуска

    ОтветитьУдалить
  2. ...поделимся потом впечатлениями. Да, к сожалению, время на чтение приходится просто выкраивать с нашим цейтнотом...

    ОтветитьУдалить