пятница, 27 февраля 2015 г.

Точка, точка, два крючочка...

 о том, как знакомить дошкольников с изобразительными средствами.

Все малыши любят рисовать, и каждому маленькому художнику хочется, чтобы рисунок получился красивым, интересным. А для этого нужно не только обеспечить детей инструментами и материалами для изобразительной деятельности, но и целенаправленно знакомить с изобразительными средствами, не навязывая выполнения работы строго по образцу, а через  игру и сказку.
Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, как в игровой форме дать детям представление о графических изобразительных средствах: точка, пятно, штрих, линия так, чтобы у ребенка возникло желание освоить и применять в рисовании эти изобразительные средства.  В качестве примера предлагаю вашему вниманию мою "Сказку про Точку". 

Рассказывать сказку детям лучше всего в процессе рисования (для рисования использовать или мягкий графитный карандаш, или фломастер, можно и тонкую кисточку и гуашь, пусть дети рисуют вместе с вами, по ходу сказки вы ненавязчиво объясните, как нужно держать карандаш (или фломастер, кисточку),  чтобы получилась точка: сравним изобразительные инструменты с ножками балерины в пуантах, карандаш (кисточку) держим так, чтобы палочка смотрела в потолок, не наклоняем, бумаги касается только кончик кисточки (фломастера, карандаша), попробуем изобразить точки, разные по величине - маленькие и "пожирнее"; нарисуем точки, расположенные в определенной ритмической последовательности и т.д. Для этого упражнения удобно использовать небольшие листочки "для записей")

Сказка про Точку

tochka1На белом - белом просторном листе бумаги жила маленькая Точка. Точке грустно было одной - ни поговорить не с кем, ни поиграть. Целыми днями прогуливалась Точка по белоснежной поверхности листа в надежде встретить Кого-нибудь. Но Кто - нибудь никак не встречался, поэтому Точке приходилось развлекаться самостоятельно, представляя себя то крупинкой пшена, то маленькой букашкой, то дождинкой, то звездочкой в небе, то просто девочкой. Вы, наверное, скажете: "Разве девочка может быть точкой?".  А что вы думаете, если подняться высоко - высоко на самолете и посмотреть в иллюминатор, не то что девочка, даже огромный дом покажется точкой! Так проходили дни, и вот однажды...Кто-то взял лист с полки, положил на стол и начались чудеса: тонкий карандаш как ножка балерины прикасался к бумаге и взлетал, прикасался и взлетал - и повсюду за ним оставался след - новая Точка.
"Ух ты!" - подумала наша первая Точка, - "Сколько теперь у меня подружек!" (Рисунок-таблица слева - В.В. Кандинский "Точка. Прогрессирующее растворение")
 И тут началось самое интересное - Точки стали играть во всё, что только можно придумать: они то выстраивались в большой хоровод, то располагались рядышком в две дуги, как мамины бусы, то собирались небольшими компаниями по несколько штук, то становились рядами, как малыши на физкультурном занятии, то представляли себе, что они никакие не точки, а рой пчел, и, громко жужжа, стремительно летали по поверхности листа. С наступлением ночи уставшие, но очень довольные, Точки рассыпались по всей поверхности листа, как звезды по небу и сладко уснули, и снились им чудесные сны о том, что они обязательно пригодятся маленьким и взрослым художникам, что совсем неважно, что они маленькие, важно другое - у каждой Точки есть свое место в рисунке. 

По мере рисования и рассказывания сказки активизируйте воображение и речь  детей, коснитесь вопросов композиции - "если все Точки нарисовать в одной стороне листочка, ближе к краю, что вы чувствуете, глядя на рисунок?" "А если все точки изобразить в центре квадратика?" и т.п. После того как дети поупражняются в рисовании точек в процессе рассказывания сказки, можно предложить им рассмотреть иллюстрации и  найти на картинке точки: где-то точки будут элементами украшения, где-то с помощью точек изображен свет от фонаря, где-то точки изображают глаз, зрачок, где-то - пушистую шубку лисицы...

Иллюстрации Юрия Васнецова:










А на этой иллюстрации точки - драгоценные камешки на короне Царевны-лягушки:



Иллюстрации Ивана Билибина:

Здесь - точками изображены окошки в крепостной стене (еще раз повторяем с детьми, что окошки далеко, поэтому кажутся такими маленькими):




Иллюстрации Мая Митурича-Хлебникова:





Иллюстрации Алексея Федоровича Пахомова:

точки - зрачки:


Иллюстрации Владимира Васильевича Лебедева:

пуговки, крапинки на рубашке:



После рассматривания рисунков детских иллюстраторов можно показать детям репродукцию картины  "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", Жоржа Сёра. и сообщить, что французский художник Жорж Сёра рисовал картины только точками, что если внимательно рассмотреть репродукцию, можно увидеть, что она, как мозаика, составлена из множества отдельных разноцветных точек, поэтому картина кажется легкой, воздушной.



Для того, чтобы дети попробовали такой способ рисования, можно предложить им упражнение с трафаретами различной формы, которые, как правило. в достаточном количестве имеются в группах. Взять, к примеру, трафарет груши и два фломастера - желтого и оранжевого цвета,  с помощью точек заполнить весь контур. 

"В поисках точек" также полезно будет рассмотреть узоры на предметах декоративно-прикладного искусства. Главное, чтобы дети почувствовали выразительность этого изобразительного средства и применяли его в своих рисунках.

12 комментариев:

  1. Ольга Анатольевна, очень интересная и нужная статья. спасибо. Даже не задумывалась, а ведь все начинается с точки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это так, Анна Борисовна! Незаметные на первый взгляд элементы рисунка играют большую роль, порой определяющую. Великое - в малом:)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Анатольевна, как же мне понравилось (!!!) - я сторонник именно такого преподавания (параллельно с психологической практикой преподавала рисование). В сказке великая сила, а облекая кажущиеся сложными для детей моменты в неё, преподнося в игре, метафоре, удаётся снять напряжение, и так раскрывается богатый творческий потенциал. Вот так о точке я ещё не рассказывала - беру на заметку. :) Что - то близко к этому о карандашах и рисовании ими, но так ещё ни разу, буду теперь добавлять. Ещё мне нравятся сказки Сутеева: о котятах и другие. Мы вот только - только с дочкой Мариной проходили на основе них некоторые азы рисования. Собираюсь написать пост. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина! Как же я рада найти понимание!)) Тоже время от времени по жизни преподавала художественное творчество дошкольникам - по совместительству в основном, поэтому подобные темы мне близки не только как методисту. С удовольствием познакомлюсь с Вашими "азами рисования" на основе сказок В.Г. Сутеева!:)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Очень интересная статья! А ведь действительно, всё начинается с простой точки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо, что заглянули! Рада, что статья вас заинтересовала!))

      Удалить
  4. Радостно тащу материал к себе в песочницу) Отличная сказка и подборка иллюстраций.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за участие в галерее "Азбука характера". Я и не подозревала, что так приятно будет участие коллег и всегда радует выбор постов) Вот и сейчас открываю пост на букву "Ф" с фантазией, а там про точку- ну конечно же про точку, с которой начинаются все творческие движения юных художников!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана!)) Я всегда рада общению с Вами, а идея галереи мне нравится, будут и новые посты!)

      Удалить
  6. Вот и я сделала для себя открытие, благодаря галерее. Очень интересная сказка, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли Анатольевна, добрый вечер! Очень приятно, что сказка понравилась!)

      Удалить