четверг, 19 марта 2015 г.

Печатать или писать?



В наш век бурного расцвета цифровых технологий многие из нас ловили себя на мысли, что навык письма ручкой частично утерян, когда-то доведенные до автоматизма движения стали за ненадобностью забываться. Дети чуть ли ни с младенческого возраста с легкостью управляются с мобильным телефоном, пультом от телевизора и компьютером.  ИКТ стремительно внедряются уже и в сферу дошкольного образования: интерактивные доски, планшеты, ноутбуки. Что нас ждет? Не уйдет ли в прошлое традиционное письмо?  "Что мы теряем, не занимаясь письмом от руки? "

- так называется очень любопытная, на мой взгляд, статья на сайте Newtonew , некоторыми фрагментами которой мне хотелось бы поделиться.

" В российских школах не спешат предавать забвению письмо от руки, а вот в Америке сложилась обратная ситуация — новые федеральные образовательные стандарты Common Core, утверждённые и запущенные в 2010 году, предполагают обучение письму от руки только в дошкольных учреждениях и в первом классе. Далее акцент ставится на навыках печати. 

Насколько уместно отказаться от практики письма, которая столько столетий служила верным посредником между мыслью и её вербальным оформлением? Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре?

Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.
Важно не то, что мы пишем, а каким образом

Станислас Дэйен, доктор психологических наук Французского Университетского Колледжа, говорит:

В процессе письма активируются уникальные нервные связи. При письме происходит опознавание слова через жест, своеобразное распознавание через ментальную симуляцию. Есть предположения, что эти нервные связи воздействуют на учебный процесс способом, о котором мы даже не подозреваем. Но учиться так действительно легче.

Эти предположения подтверждаются исследованием, проведённым доктором психологических наук Университета Индианы Карин Джеймс. Детям, не умеющим читать и писать, демонстрировались карточки с изображёнными на них буквами или фигурами, после чего их просили воспроизвести увиденное одним из трёх способов — соединить точки на бумаге, нарисовать увиденное на пустом листке или напечатать на компьютере. Затем мозг испытуемых детей сканировали с помощью фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), а зарегистрированая активность тщательно анализировалась.

Результаты показали, что огромное значение для повторного распознавания образов имеет способ, которым изначально этот образ закреплялся. Мозг детей, повторяющих увиденные изображения или буквы от руки, показывал повышенную активность в трёх зонах, ответственных за чтение и письмо: левой веретенообразной извилине, нижней лобной извилине, задней теменной коре.

В мозге детей, печатающих буквы на клавиатуре или соединяющих точки на бумаге, такой серьёзной активности в этих зонах обнаружено не было.

Карин Джеймс видит причину таких различий именно в нешаблонности свободного письма от руки — ведь при начертании символов нам необходимо спланировать действие, а потом выполнить его самостоятельно, не имея готового образца под рукой (такой вот каламбур); а результат также оказывается в итоге непредсказуемым и уникальным".
Эта вариативность сама по себе является учебным инструментом. При воспроизведении буквы, далеко не идеальной формы при первых попытках, ребёнок работает с ней снова и снова, во множестве итераций, с неповторимым результатом. При этом наш мозг понимает, что вне зависимости от мелких признаков, которыми отличаются друг от друга сто написанных от руки букв «А» (разный наклон, толщина линии, глубина нажима, индивидуальные характеристики почерка и многое другое), буква «А» всё равно ей и остаётся. Это умение выделить ключевые признаки объекта, и оно формируется гораздо быстрее, когда видно различные формы объекта, а не предсказуемо одинаковые (как это происходит при печати и в большей степени при обводке шаблонов).

В другом исследовании Карин Джеймс сравнивает группу детей, записывающих буквы, с группой детей, только наблюдающих за процессом записи. Её наблюдения показывают, что только прилагаемые самостоятельно усилия задействуют моторные области коры головного мозга, а значит, просто наблюдение за появлениями букв на экране не несёт эффективной обучающей нагрузки."

У педагогов дошкольных учреждений нет задачи научить ребенка писать в традиционном смысле (как в прописи), наши усилия направлены на развитие мелкой моторики рук ребенка,  а также знакомство с образом букв  - дети рисуют буквы палочкой на песке или красками на бумаге,  выкладывают из природного материала, из проволоки, лепят из пластилина, - одна и та же буква выглядит по разному, но у ребенка в процессе этой деятельности в мозгу складывается образ буквы, и, как указано выше в цитируемой статье - это очень важно, потому что ребенок учится выделять ключевые признаки объекта (буквы). 

"В конечном итоге не так и важны отдельные нюансы между письмом прописью или печатными буквами. Основная суть — в самостоятельном воспроизведении символов и исключительной скорости формирования связей между элементами текста. А если говорить о преимуществах письма от руки во взрослом возрасте, преимущества становятся ещё более значимыми, и дело не ограничивается более эффективным запоминанием букв, дат и другой фактологической информации.

Исследование Пэм Мюллер (Принстонский университет) и Даниэля Оппенхеймера (Калифорнийский университет) показало, что и в лабораторных, и в аудиторных условиях студенты учатся лучше, записывая конспекты от руки, а не печатая их на клавиатуре. Предполагается, что письмо от руки позволяет прямо в процессе подачи материала обрабатывать его содержание и определять его структуру, сразу закладывая отличный фундамент для запоминания и глубокого понимания информации.

Конечно, результаты всех этих исследований не означают, что без письма от руки не обойтись никоим образом. Если поразмыслить над результатами последнего исследования, можно сказать, что всегда есть возможность фиксировать материал абсолютно механистически — хоть рукой, хоть с помощью клавиатуры. Тем не менее, блокнот и бумага, судя по всему, значительно повышают наши шансы на более эффективное усвоение информации без дополнительных прилагаемых усилий."










2 комментария:

  1. Нет, письмо от руки ничем нельзя заменить: это и развитие мышления, внимания и памяти. Навык письма просто необходимо формировать.
    А за статью, Ольга Анатольевна, спасибо, есть о чем поразмышлять с коллегами...

    ОтветитьУдалить
  2. Анна Борисовна, после прочтения статьи я задумалась о необходимости вести ежедневные записи "вручную"

    ОтветитьУдалить