воскресенье, 15 марта 2015 г.

Какого роду - племени?

Источник рисунка
Семья – словечко странное,/Хотя не иностранное./– Как слово получилось,/Не ясно нам совсем./Ну, «Я» – мы понимаем,/А почему их семь?/Не надо думать и гадать,/А надо просто сосчитать:/Два дедушки, Две бабушки,/Плюс папа, мама, я./Сложили? Получается семь человек,Семь «Я»!/ М. Шварц.

В настоящее в дошкольном образовании уделяется большое внимание вопросам формирования основ ценностно - смысловой сферы личности ребенка. Одним из направлений такой работы является воспитание семейных ценностей, знакомству ребенка со своими корнями - происхождением, предками. Существует множество педагогических проектов. посвященных этой теме. Конечно же, эта работа проводится в тесном контакте с родителями, близкими взрослыми детей. 
Хочу поделиться с читателями блога с интересным материалом, посвященным решению вышеупомянутых задач.
Информацию нашла на сайте Нижнего Новгорода НН МАМА. Цитируется как книга "Генеалогия для детей: зачем ребенку знать о своих прадедах".  Автор к сожалению не указан.

"С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря малышу соединяются воедино два рода, две совершенно разные истории. И на старом родовом древе появляется новая веточка, рождается новое поколение. Но  юная веточка не выживет, если ее не будут питать соки мощного дерева. И дети не смогут
 вырасти сильными, успешными, уважаемыми людьми, если не вберут в себя опыт прошлых поколений, не научатся уважать старших. 
Зачем ребенку знать прошлое своей семьи? Зачем в России крестьяне, казаки и мастеровые записывали на обороте старинных икон имя сына после имен отца и деда? Зачем бабушки каждый день поминали в молитвах имена своих предков, которые узнали еще от своей бабушки? Зачем у мусульман долгом и святой обязанностью каждого считается память о предках до седьмого колена? 


Семья сильна, когда над ней крыша одна (пословица)


Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Ребенок, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития. 

В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью своих предков. Причем стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания. 

А родителям изучение прошлого может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у их детей, по какому пути лучше их направить. 

Какого роду, племени?


В древности знание родословной было жизненно необходимо...и спасало род от вымирания. Еще в эпоху неолита люди и без ученых-генетиков заметили, что от близкородственных браков часто рождаются больные, нежизнеспособные дети. И мужчины стали сватать (или выкупать, или красть) невест у соседей. Жесткое табу на браки между двоюродными братьями и сестрами возникло у древних народов даже раньше, чем вера в богов. Австралийские аборигены, например, создали удивительную систему счета родства, где каждый человек знает свое происхождение и, соответственно, кто потенциально может стать его женой. А любая девочка-алеутка с каких-нибудь Командорских островов способна надиктовать ученым список своих родственников на пол-тетради. Традицию знания своей родословной поддерживала и религия. Русская православная церковь, следуя византийским церковным канонам, запрещала браки в кровном родстве до седьмого колена (то есть до пра-правнуков). Стоило нарушить вековое табу, результаты не заставляли себя ждать. В монарших семьях, где были приняты династические браки, практически все королевские фамилии были связаны родственными узами. И что получилось? Наглядный пример – судьба царевича Алексея, последнего наследника династии Романовых, больного наследственной болезнью - гемофилией. 

Неродословному с родословным не местничать (пословица)


Когда появилась частная собственность, глава семьи, естественно, был заинтересован, чтобы нажитое имущество и титул досталось по наследству именно его сыну (иначе для кого старался?). С тех пор люди богатые и знатные стали скрупулезно вести свою родословную. Ведь гордое заявление «Рюриковичи мы!» гарантировало доступ в высший свет и безбедное существование (в крайнем случае, можно было выгодно жениться). 

Добрая слава отца сорок лет служит сыну (пословица)


Но не только меркантильные интересы и потребность в физическом выживании заставляли людей помнить свое прошлое. За традицией поминать предков стоит благодарность родоначальнику за свою жизнь, за те качества характера, которые и сегодня помогают добиваться успеха. 

Может, потому многие сибирские народы могут перечислить в своих родословных до 18-20 поколений. И если считать время одного поколения 25-30 лет, то родословные предания охватывают по меньшей мере 500-600 лет. Бурятские бабушки и дедушки, например, были обязаны передать детям знания родословного древа и связанные с ним легенды, предания и сказания о богатырях рода. А на семейных и общественных празднествах и торжествах, в присутствии многочисленных гостей, приезжавших иногда и за 100 верст, детям устраивали испытания. Пяти-шестилетние малыши перечисляли своих предков, начиная с основателя рода и кончая самим собой. Чтобы проверить твердость знания, слушатели спрашивали с середины генеалогии, а потом вверх и вниз... 

А когда в Швеции сравнили родословные успешных женщин,то оказалось, что практически у каждой в роду была предприимчивая и состоятельная прародительница, хозяйка корчмы, например. И если кто-то когда-то в вашем роду разбогател, добился признания в профессии или был счастлив в браке - его пример совершенно правдиво сообщает, что и вам вполне реально изменить жизнь к лучшему. 

Кума да кум наставят на ум (пословица)


У русских наряду с понятием кровного родства, которое ведется по одному общему родоначальнику, существовало понятие свойства, или сватовства, — по брачному союзу, а также духовного (крестного) родства, или кумовства. После обряда крещения у ребенка появлялись не только крестные родители — мать и отец — восприемники у купели, но также крестные братья и сестры, крестные дедушки и бабушки. Их судьба, судьба их предков служили примером, как нужно и как не нужно поступать. Получается, что прадеды (родные или крестные) выступали как хранители вечных ценностей. 

Кроме того, считается, что ангелы-хранители – это предки, о которых мы знаем. Поэтому чем больше мы знаем своих прародителей, тем больше у нас ангелов-хранителей. У такого поверья есть вполне реальное обоснование: память о предках делает нас сильнее, спокойнее и мудрее. Знание о том, что ты появился на свет не из ниоткуда, а ведешь свой род от достойных людей, позволяет попрочнее укрепиться в этом меняющемся мире. 



Бабушка – это не только ...бабушка

Источник фото
Какие «генеалогические» понятия ребенок способен понять, как он воспринимает такие «простые» слова как «тетя» и «бабушка». Как не отбить у дошкольника интерес к истории своей семьи, пытаясь объяснять то, что объяснять еще рано. 

Мы ежедневно неосознанно знакомим ребенка с его родом, когда говорим при нем:
ты похож на дедушку...
тебя назвали в честь бабушки...
папа родом из Городца...
мама любит сибирские пельмени, а дедушка – плов, потому что жил в Средней Азии...

Крупицы информации об истории рода разбросаны в многочисленных бытовых разговорах, начиная с выбора работы и заканчивая выбором еды и постельного белья. 

Когда бабушки рассказывают, что «там» принято так, а «у нас» – этак, они даже не задумываются о том, что рассказывают внукам нечто об отношениях двух ветвей рода, – они просто бухтят себе, занимаясь какими-то домашними делами, а на самом деле по капельке, между прочим, передают семейные традиции. Более того, очень многое передается вообще не словами. Ребенок узнает, что машины опасны, не потому, что ему читают лекцию о правилах уличного движения, а потому, что когда его через дорогу переводят, у взрослого рука напрягается. Очень важно не только то, о чем дома говорят, но и то, о чем не разговаривают или замолкают, меняя тему, что упорно не замечают, от чего отворачиваются. 

Ребенок, как губка, впитывает и мимоходом оброненные слова, и домашнюю атмосферу, и стиль общения со старшими в семье, и сами слова: мама, деда, кока... 

И возникает парадокс: с одной стороны, мы уверены, что знание о родстве настолько просто, что ребенок может его усвоить как само собой разумеющееся (мама – это мама), с другой стороны, мы, взрослые, его теряем: уже и сами не всегда знаем, кто есть кто. 

Кто такие тетя и дядя?

Специалисты по детской речи обнаружили, что хотя слова «мама, папа, баба, деда, тетя, дядя» (термины родства, если по-научному) ребенок произносит, едва начав говорить, однако в переводе с детского они имеют совершенно другой смысл. 

Первоначально эти слова воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей («Как зовут маму»? - «Мама», - без тени сомнения ответит малыш). 

В три года ребенок уже понимает, что мама и папа есть не только у него, но и у других детей тоже. Дети 4–5 лет уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях. Однако дошкольники часто полагают, что дочь или сын — это обязательно дети, а дедушка и бабушка — пожилые люди. Ребенок лет шести уже правильно называет свою маму — мамой, бабушку — бабушкой, папу — папой, а дедушку — дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка. Дополнительную путаницу вносит многозначность таких слов как «дядя», «тетя», «дедушка», «бабушка». Ведь слово «тетя» может означать и сестру отца, и сестру матери, и любую незнакомую ребенку женщину. А дочь – это не обязательно девочка, оказывается, мама – дочь бабушки, а бабушка – дочь прадедушки и прабабушки. Ученые доказали, что термины и отношения родства ребенок усваивает в полном объеме лишь к восьми годам. А некоторые исследования говорят о том, что относительность и взаимность терминов родства (одна и та же бабушка – это теща для папы, мама для мамы, дочь для прабабушки, свекровь для тети Оли и т.д.) осознаются детьми только к двенадцати годам. Зато как подобные знания развивают логическое мышление! 

Что такое родословная?

Забудьте в разговоре с пяти-шестилеткой про термин «генеалогическое древо». Если даже взрослые порой путают генеалогию с гинекологией, то попытка забить голову дошкольника наукообразными терминами надолго (а то и навсегда) отобьет всякое желание заниматься «этим нудным и непонятным делом». 

А что ребенок понять может?

То, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов. 

Что род объединяет родственников, то есть людей, имеющих одну и ту же фамилию (пока ему доступнее такое объяснение). 

Что рассказ о своей семье, о своем роде называется родословной. Причем рассказать о них можно и словами, и рисунком. 

Естественно, что перед тем как вместе с ребенком рисовать родовое древо, родителям лучше знать, что такое восходящая и нисходящая родословная. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Только в восходящей родословной начинают, допустим, с ребенка, а потом идут по восходящим ступеням к отцу, деду, прадеду. В нисходящем – родословная начинается с самого отдаленного предка и постепенно переходит к потомкам. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на ветвях и разветвлениях. Есть и другие виды родословных: в виде таблицы, в виде круга (в центре человек, для которого составляется родословие, далее круг делят пополам, в одной половине вписывают предков по отцовской линии, в другой – по материнской). 

Для маленьких детей наиболее доступна восходящая родословная, которая включает родителей, бабушек и дедушек. Причем вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких в скучные прямоугольники или овалы. А вот если заранее подготовить раскраски в виде раскидистого дерева или старинного замка, он с удовольствием вклеит фотографии близких в нужные окошки."





Фотография заимствована с сайта

2 комментария:

  1. Отличное весенне преображение блога! Полезный материал. А у нас в школе есть конкурс "Ученик года", так вот первый (заочный конкурс) - родословная моей семье. Вот уж где начинается настоящая поисковая работа

    ОтветитьУдалить
  2. Доброе утро, Анна Борисовна! Спасибо за комплимент преображению, хочется весны!)) По поводу темы - конечно у школы возможности шире - дети постарше, но при этом, думаю, что и у вас работа в основном в контакте с родителями идет, главное - увлечь и детей и взрослых!

    ОтветитьУдалить