четверг, 23 апреля 2015 г.

Ребенок и книга

                      " — Ты никуда не торопишься?
                     — Нет, до пятницы я совершенно свободен".
                                                             /"Винни-Пух" А.Милн/


Вечер четверга, я тоже до пятницы совершенно свободна, и, учитывая приближение библионочи (с пятницы 24.04 на субботу 25.04), решила записать свои размышления на соответствующую тему - о книгах. Круг вопросов, которых я планирую коснуться в этой статье: 
какую роль играет книга в жизни современных детей; почему нужно прививать любовь к книге с детства;   интернет в помощь родителям и педагогам - дошкольникам в выборе детской литературы; что такое буккроссинг (BookCrossing) и чем он может быть полезен детям дошкольного возраста.

Прежде чем перейти непосредственно к  обозначенной теме, небольшое отступление. О всероссийской акции в поддержку чтению "Библионочь" я узнала вчера из блога "ЧУМотека", который читаю регулярно, поскольку в нём всегда есть чем поживиться чему улыбнуться, удивиться, узнать что-то новенькое. Кликнув на картинку справа, вы можете прочесть подробно об акции "Библионочь 2015". А здесь -  СВОДНЫЙ ПЛАН проведения социально-культурной акции «Библионочь-2015» государственными учреждениями культуры Краснодарского края, Краснодар, 24 апреля 2015 года. Мероприятия запланированы очень интересные, хочется везде побывать! 

Какую роль играет книга в жизни современных детей?

Приведу интересные фрагменты высказываний о современных детях Александра Григорьевича Асмолова (академика, директора Федерального института развития образования) 3 года назад на  совещании с Дмитрием Медведевым "О развитии системы дошкольного образования и обеспечении его доступности":           "Наши дети – это дети сетевого информационного столетия. Они другие, и у них совершенно другие пути и способы общения. Я приведу маленький пример. Недавно  я ребёнку 3 лет передал книжку «О рыбаке и рыбке» с шикарными картинками.  Он взял в руки эту книжку, посмотрел на картинки и стал делать вот такое движение (показывает: "расширение картинки"). Когда ребенок увидел, что не расширяется, он бросил её и подумал, что это какой-то сломанный айпад. То есть первое, что надо понимать: это другие дети, дети сетевого времени, информационного века".
"...если дети живут в этом информационном мире, им дышат, им рождаются, если они мастера решения нестандартных задач уже, то самая трудная драма – это драма отставания воспитателей и педагогов от наших дошкольников. Я хочу быть правильно понятым, потому что, когда ребёнок этим владеет.. Когда вы спросите ребёнка, который быстро исправил в пять лет мобильный, который дедушка или папа не мог исправить, как он это сделал… Он это просто сделал. Ему не надо объяснять, как он это сделал. То есть мы имеем…
Д.А.Медведев: Он знает просто.
А.Г.Асмолов: Абсолютно точно! Он просто знает. Отсюда есть следующие риски: риск не понять, что мы имеем дело с детьми информационной социализации, и построить совершенно иные программы развития воспитателей."
Понятно, что для ребенка книга может проигрывать гаджетам по привлекательности, и, если это станет системой, выйдет из-под разумного контроля, воспитать читателя - книголюба в первом классе станет делом крайне трудным. 
Безусловно, есть масса замечательных развивающих компьютерных игр, добрых мультфильмов, и т.д. Но есть один нюанс: когда ребенок играет в эти игры, или час-полтора смотрит мультфильмы на планшете (а ребенку еще 2,5 года), где чаще всего находится мама?  Догадаться нетрудно: занимается домашними делами, или, к примеру, сидит в этой же комнате за компьютером и т.п. Ребенок один. 
Если же вы читаете ребенку книгу, вы - рядом, близко, обнимаете малыша, вместе переживаете, вместе обсуждаете события, поведение героев, рассматриваете картинки - это бесценное время общения, которое не заменит никакая самая современная техника. Оно отличается от обычного тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов услышать в повседневной жизни. С другой стороны это общение на темы, важные для самого ребенка.

Почему нужно прививать любовь к книге с детства.

К сожалению, есть даже взрослые люди, и их немало, которые считают, что незачем читать книги, есть телевизор, есть познавательные и художественные фильмы - экранизация литературных произведений, есть компьютер и интернет.
           Сама по себе любовь к книге, к чтению  у ребенка не возникнет, необходимо участие взрослого, создание для ребенка психологически привлекательной атмосферы во время чтения литературы. 
Какие потребности ребенка удовлетворяются, когда взрослый читает ему вслух?

 -  Удовлетворение потребности в безопасности

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

-        Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

- Формирование ценностей

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

- Отреагирование значимых переживаний

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

 -  Обучение новым или необходимым моделям поведения

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Помимо перечисленного, чтение развивает, обогащает  речь ребенка, формирует  целостную  картину мира, первые представления о поэзии, прозе, авторах детских художественных произведений, художниках - иллюстраторах детской книги.

          Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. 
  
          Интернет в помощь родителям и педагогам - дошкольникам в выборе детской литературы и формированию у детей интереса к чтению.
          Все  программы дошкольного образования содержат перечень рекомендуемой художественной литературы в соответствии с возрастом детей.  
          
          Замечательный ресурс "Папмамбук" - для тех, кто читает детям, главный редактор сайта - Марина Аромштам. Вот как главный редактор определяет задачу сайта:

"Наша главная задача – сдвинуть общественный интерес от книги-предмета к чтению как процессу. Чтение – это фундаментальный навык, на основе которого строится вся система образования. Возможно, если мы научимся глубже понимать чтение, если изменим свой взгляд на него, это станет первым шагом к изменению наших представлений об обучении детей.

В этом я вижу нашу миссию – независимо от того, насколько полно на данный момент мы можем ее осуществить". 

 Сообщество "Читать не вредно - вредно не читать", участники которого уделяют большое внимание обзору и аннотации детской литературы. В частности, такие аннотации  можно почитать в блоге Марии Сониной "Я читаю", Жанны Шайдаровой "Ни минуты покоя".

      

     Книжные интернет - магазины, в частности Ozon.ru (эта ссылка именно на детскую литературу).

Сайт Краснодарской краевой детской библиотеки им. Братьев Игнатовых - к стати, по этой ссылке можно познакомиться с планом мероприятий библиотеки в библионочь. Обещано - "Всех гостей мероприятия ждут увлекательные игры и викторины, песни и рассказы военных лет. На втором этаже библиотеки, в трёх залах будут работать военно-полевая кухня, военно-полевая почта и военно-полевой госпиталь".


        Будет интересно, если читатели блога расскажут о своих любимых ресурсах - обзорах детской литературы.

             Что такое буккроссинг (BookCrossing) и чем он может быть полезен детям дошкольного возраста.

  Ну и в заключение немного о буккроссинге.
Читаем в Википедии
Буккроссинг (англ. BookCrossing), он же книговорот — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. Человек, прочитав книгу (в книгу вкладывается листок с телефонами, электронным адресом), оставляет («освобождает») её в общественном месте (парк, кафе, поезд, станция метро), для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот, в свою очередь, должен повторить это же действие.Термин происходит от BookCrossing.com, бесплатного книжного онлайн-клуба, который был основан для поощрения этой практики, с целью «сделать весь мир одной библиотекой. В настоящее время количество участников в мире превышает 1,5 млн человек, ими зарегистрировано более 13 млн книг. Центром движения является международный сайт www.bookcrossing.com, интерфейс которого переведен в настоящее время на 15 языков, в том числе и на русский.
     Развитие буккроссинга в России идет по пути расширения как числа людей, вовлеченных в процесс книгооборота, так и числа мест, где создаются места обмена книг — кафе, клубы, библиотеки".
   Лично мне эта информация представляется очень любопытной, думаю поучаствовать, а для дошкольников по причинам безопасности и гигиены конечно же только в пределах детского учреждения можно устроить игру - аналог, игру, в которой есть интрига, приключение, элемент неизвестности, и, как результат - активизация интереса к книге и чтению!
/в сообщении использованы фрагменты информации отсюда/

    P.S./ К стати, я не против ИКТ в воспитании дошкольников, а очень даже "за", но при условии разумного баланса (везде нужно знать меру) и соблюдения требований охраны жизни и здоровья ребенка. В блоге "Игралочка" Тамары Степановны Швайка есть очень содержательное полезное сообщение по этой теме  "  Компьютер и компьютерные игры для дошкольников - ЗА и ПРОТИВ".

7 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга. :) В общем, взяла статью в закладки - очень понравилось. :) А движение буккроссинг очень заинтересовало - никогда о таком не слышала. Действительно можно применить потенциал и в детском саду (да и вообще с детьми, в целом). :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина! Я тоже недавно узнала о буккроссинге, прочитала, заглянула на официальный сайт и почувствовала, что где-то внутри меня замигали разноцветные лампочки: "приключение! приключение!":)) Такова особенность моего восприятия, видимо поэтому мне близки дети. Потом конечно же, включается контролер и здравый смысл...

      Удалить
  2. Я уже по-моему третий раз заглядываю, чтобы написать комментарий на это сообщение, но каждый раз обращаюсь к предыдущему... уж, простите.
    Я думаю, что Вам уже известно моё отношение к книгам и их привитию любви детям... Борюсь и прилагаю все усилия, как в работе с малышами, так и своим собственным. С большим уважением Ж. В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, мне приятно видеть в Вас единомышленника!))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо за познавательную статью. Мне, как преподавателю литературы, эта тема вдвойне интересна! Я считаю, что первостепенной задачей является приобщение молодого поколения к чтению, а возможно это, в первую очередь, лишь посредством приобщения к этому увлекательному процессу самих родителей! Ведь если взрослый не читает дома, то и у ребенка, скорее всего, не выработается такая потребность! Поэтому начинать работу нужно с нас, с взрослых!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Согласна с Вами полностью - если родители любят читать и понимают важность формирования такой потребности у детей, скорее всего и дети полюбят книгу. Вчера впервые посмотрела, как же у нас в городе организуется упомянутое в сообщении мероприятие - "библионочь", масса положительных моментов, но для такого большого города - мало посетителей, готовлю рассказ о своих впечатлениях.

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, с удовольствием буду ждать историю о данном событии. У меня (я из Тулы) посетить мероприятие не получилось, надеюсь, что после Вашей публикации (уже в следующем году) сумею осуществить задуманное!

      Удалить