вторник, 19 мая 2015 г.

Самое синее Черное море


Приближается лето - благотворная пора для ознакомления дошкольников с природой родного края. Ребятишки, которые живут в Краснодарском крае, как правило, обязательно побывают летом на море, а педагогам и родителям предоставится возможность ещё раз рассказать детям о море (Черном или Азовском) и его обитателях. 
Поскольку у меня сейчас небольшой отпуск и я нахожусь в шаговой доступности от Черного моря, самое время уделить ему внимание, и на примере знакомства детей с Черным морем обсудить некоторые принципы экологического воспитания дошкольников.
Предлагаю вниманию читателей блога своё вИдение выбора содержания,  форм и методов работы по знакомству дошкольников с природой Чёрного моря. 

Основные образовательные задачи, которые мы решаем при ознакомлении дошкольников с природой:

1) воспитание чувства любви и бережного отношения к природе;  эстетического восприятия природы.
2) развитие познавательного интереса, любознательности детей;
3) формирование первичных естественно-научных представлений, целостной картины мира.

Перечисленные задачи я неслучайно выстроила именно в таком порядке: на первом месте - бережное отношение и эстетическое восприятие мира природы.
            Удивительно, но из моего личного опыта уже замечаю закономерность: если ты думаешь над чем-то, к тебе начинает приходить отовсюду нужная информация по теме. Сейчас, находясь в отпуске, я читаю книгу "Кротовые норы", сборник эссе, статей  на самые разные темы английского писателя Джона Фаулза, в жизни которого природа всегда занимала центральное место (фото писателя справа).

Сегодня днем я расположилась в лесу, на возвышенной площадке, откуда с одной стороны хорошо просматривается (и прослушивается) море, а со стороны леса раздается звонкий щебет птиц, открыла книгу и увидела название следующего эссе -  "Природа и природа природы". Как будто сам Джон Фаулз решил поговорить со мной на волнующие меня темы!:)
Эссе великолепно и я бы посоветовала ознакомиться с ним всем, кого волнует проблема охраны природы, взаимоотношений "человек - природа".
Здесь приведу один из фрагментов, характеризующих позицию Джона Фаулза по этим вопросам:
"....поскольку люди в нашем перенаселенном мире имеют все меньше и меньше контактов с дикой природой, они, возможно, скоро совсем утратят к ней интерес. Совершенно необходимо заставить эту огромную и все возрастающую армию равнодушных людей воспринимать природу как повседневную радость цивилизованной жизни. И ее совсем не обязательно подвергать классификации, или изучать, или охотиться на ее представителей; она просто должна в нашей жизни присутствовать. А описанных выше «энтузиастов» следует научить скучать без нее, чувствовать себя неуютно – как они заскучали бы без электричества или водопровода, если бы эти коммуникации вдруг перекрыли.
    Для этого требуется несколько иной тип мировосприятия – более эстетичный и проявляющий куда большее богатство воображения. Но для начала я бы хотел, чтобы в наших школах значительно сократили «научную» составляющую, особенно в тех предметах, которые имеют непосредственное отношение к природе, а вместо нее стали бы учить детей правильному отношению к природе и правильному видению природы, опираясь на великих художников, поэтов и писателей, творчество которых так или иначе связано с природой. Именно с них, художников, артистов, нам необходимо брать пример, именно у них нужно учиться, а вовсе не у ученых. Именно они сумеют представить нам картину природы во всей полноте как в плане различных проявлений естественной жизни, так и в плане необычности, неожиданности собственного восприятия. Короче говоря, такие люди не станут тупо закрывать глаза на то, что их окружает, и видеть только то, чем занимаются сами. Они-то понимают, что смотреть вокруг нужно как глазами блохи, так и глазами слона, в соответствии с индийской пословицей". (курсив в тексте - автор блога).
       Думаю, что в этой цитате дана ясная и правильная установка на содержание работы с детьми в отношении первой задачи: воспитание чувства любви и бережного отношения к природе;  эстетического восприятия природы. Сначала - непосредственное любование, доброе эмоциональное восприятие мира природы,  при активном участии взрослого, затем - восприятие гармонии и красоты мира природы посредством произведений живописи, художественной литературы, музыки.

     Сейчас практически в каждой семье есть фотоаппарат, видеокамера, поэтому все свои путешествия мы фиксируем множеством снимков, видеороликов. Когда родители с ребенком отдыхают у Черного моря, помимо снимков членов семьи на фоне природы целесообразно фотографировать пейзажи, море в разное время суток, в разном "настроении". Это поможет воспитать у ребенка эстетический взгляд на природу,  а напечатанные фотографии по возвращении в город можно принести в детский сад, рассмотреть с друзьями, сделать выставку, полюбоваться морем, обменяться впечатлениями (здесь и выше я разместила несколько своих фотоснимков Черного моря - неба в разное время года) .





















От непосредственного восприятия можно перейти к рассматриванию репродукций картин художников, изображающих Черное море. Можно создать тематическую мультимедийную презентацию - подборку картин художников - маринистов, дать возможность рассмотреть картины на большом экране, при этом не перегружать детей вербальной информацией, дать возможность в тишине  почувствовать маленьким зрителям мгновение, запечатленное художником. Оптимально иметь в группе (или дома) несколько таких распечатанных репродукций хорошего качества. Какие это могут быть картины? Предлагаю примерную подборку:

И.К.  Айвазовский "Черное море", 1881 г.

                                      И.К. Айвазовский "Вид на Черное море", 1873 г.


                                                                        И.К. Айвазовский "Буря на Чёрном море", 1873 г.

Коровин Константин "На берегу Черного моря"


И.К. Айвазовский "Пушкин на берегу Черного моря", 1887 г.



Вячеслав Владимирович Плотников " Черное море.Волна." 2010 год.


Кроме репродукций картин, важно, чтобы в книжном уголке в детском учреждении и дома в распоряжении детей была детская художественная и познавательная литература о Черном море. Хорошая подборка детских стихов о море есть Здесь, я бы дополнила этот список стихотворениями М.Ю. Лермонтова "Парус", прекрасным стихотворением Владимира Орлова "Для чего морю наряды?"
 В ночь любую,
В день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье
Розового цвета.
Днем одето –
В голубое,
С белой ленточкой
Прибоя.
А сиреневое платье
Надевает на закате.
По ночам
На черной глади –
Мягкий
Бархатный наряд...
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
– Море,
Если не секрет,
Дай, пожалуйста,
Ответ:
Для чего тебе
Наряды?
– Чтобы люди
Были рады!
Родители и педагоги могут помочь ребенку выучить некоторые стихи (или их фрагменты) наизусть, нарисовать к ним иллюстрации.

        Что касается остальных двух задач, которые необходимо также решать в процессе ознакомления детей с природой (в частности -Черным морем ) - развитие познавательного интереса, любознательности детей; формирование первичных естественно-научных представлений, целостной картины мира, здесь содержание информации, её объем и формы работы с детьми будут зависеть от их  возрастных психологических особенностей.

        Для  детей  младшего дошкольного возраста (до 4 лет) объекты познания - то, что "здесь и теперь", способ познания - непосредственный опыт восприятия через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, чувство равновесия и положения в пространстве), соответственно первые представления о море малыши получают непосредственно тогда, когда приезжают с родителями отдохнуть на черноморском побережье.            
    Взрослым важно создать условия для получения полноценной сенсорной информации через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п.
При этом руководствоваться правилами - 1)ощущение сопровождается обозначением словом; 2)многократность повторения чувственного опыта и его словесного обозначения.  Например,  можно:                            
- потрогать водичку (зайти в воду) - "холодная", "теплая";
- посмотреть на свои ножки в воде (на рыбок или медуз, крабов) - обозначить словом свойство воды - "прозрачная", а если море волнуется - ничего не видно, вода "мутная";
- предложить погладить пальчиками, ладошкой морские камешки - один гладкий, скользкий, другой - шершавый, шероховатый;
- подержать камешки в ладошке: один легкий, другой - тяжелый, постучать камешками - громко, тихо;
- покатать малыша на волнах на надувном матрасе (надувной детской игрушке), приговаривая: "Вверх! Вниз!По волнам!"
- наблюдать с ребенком, как выглядит море в разную погоду, в разное время суток и так далее.

          Постепенно из многократных собственных опытов - ощущений, закрепления вербального (словесного) обозначения ощущений, как из разноцветных фрагментов мозаики, у ребенка сложится первичное представление о море.
             
                 В общении с ребенком среднего дошкольного возраста (4-5 лет) учитываем, что несмотря на то, что психические процессы по-прежнему непроизвольны, наиболее значимыми для развития ребенка факторами становятся завершение, в основном, процесса  формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственного восприятия.
   Объектом познания ребенка становится то, что "где-то там", способом познания - рассказ взрослого, условием успешности познания - хорошая речь и кругозор взрослого, поэтому детям начиная со среднего дошкольного возраста можно и нужно рассказывать небольшие по объему интересные истории о море и его обитателях, сопровождать рассказ показом иллюстраций или познавательных презентаций, видеороликов.
     В качестве примера приведу пару составленных мной  рассказов-бесед.

"Морские коты и собачки
                                                                /основа информации отсюда/
Принести в детский сад раковину рапаны, предложить приложить раковину к уху, послушать, «как шумит море», поинтересоваться, кто из ребят бывал на Черном море. Спросить о том, знают ли дети, кто живет в Черном море, выслушать ответы.
Как вы думаете, дети, а коты и собачки могут жить в море? Нет? Вы правы, те коты  и собаки, которых мы привыкли видеть дома или на улице, действительно не могут жить в море, но, оказывается, в Черном море есть рыбы – коты и рыбы – собачки!
Полюбуйтесь на морского кота, по другому его еще называют "обыкновенный  хвостокол". Похож морской кот на наших котов?

Я тоже думаю, что не похож, разве что только тем, что у него есть хвост, а еще - тем, что он, как и земные коты, любит гулять сам по себе, в одиночку. Большую часть времени морской кот проводит, зарывшись в песок, притаится и высматривает добычу - маленьких рачков, рыбок, поймает и съест!
Морской кот - опасное для человека животное из-за своего длинного жесткого хвоста, на конце которого - ядовитая игла. Если  человек, заходя в воду, случайно наступит на спрятавшегося в песке или мелких камешках морского кота и уколется его ядовитым хвостом, будет очень больно и потом пострадавший будет долго болеть. Морской кот - не злой, такой хвост ему нужен, чтобы защищаться от врагов, а нам, людям, нужно внимательно смотреть под ноги, когда заходим в море, быть осторожными. 
А теперь давайте познакомимся с морскими собачками.
Морские собачки в отличие от морских котов совершенно безобидные и очень симпатичные рыбки. Когда совсем нет ветра и море спокойное, на едва прикрытых водой больших камнях -валунах сидят маленькие, пестрые рыбы - "морские собачки сфинксы"

 а между тех же камней, извиваясь полосатыми змейками, переплывают собачки-павлины:  
Есть рыбки - собачки, которые называются "обыкновенные", они самые крупные из всех морских собачек:
А эта маленькая яркая рыбка называется "неизвестная морская собачка":
Красавица - длиннощупальцевая морская собачка очень любит забираться в разнообразные укрытия с узким входом; в результате - их нередко можно обнаружить в пустой раковине рапана, банке или бутылке, лежащих на дне:
 Хохлатая морская собачка осторожна и пуглива, большую часть времени прячется под камнями. Только если она чувствует, что рядом никакой опасности нет, она быстро выскакивает на поверхность камня и начинает яростно бросаться на нее, съедая с нее - подчистую - все, что успело вырасти со времени предыдущего "стрижки": юную травку водорослей, морские желуди…  

Собачек на мелководье много, наблюдать за ними можно даже не замочив ног - и это очень интересно: они, как травку, щиплют молодую поросль водорослей, расправляют флаги плавников, если чувствуют опасность; смешно дерутся за территорию, пытаются отнять друг у друга кусочки пищи - как настоящие собачки...


Совершенно не нужно, чтобы дети запоминали точные названия рыбок, главное - пробудить любознательность, живой интерес к обитателям моря.

Дельфины
Дети, наверное многим из вас повезло и вы видели в Черном море как дельфины выпрыгивают из воды, резвятся вдалеке. Дельфинов называют иногда "люди моря", потому что они очень умные, добрые, любопытные и игривые. Дельфины с удовольствием приближаются к людям, чтобы пообщаться. Их кожа скользкая и гладкая, на солнышке блестит, словно покрытая лаком. 

В Черном море водятся дельфины - афалины:
Реже встречаются дельфины - белобочки:
Как вы думаете, почему они так называются? Да, потому что у этих дельфинов белые бока.
Дельфины - морские животные, а не рыбы, мама - дельфин выкармливает своих дельфинят молоком. Взрослые дельфины едят рыбу. Дельфины никогда не спят - ни днем, ни ночью, потому что им нужно время от времени всплывать на поверхность, для того, чтобы вдохнуть воздух. 
Дельфины дружные, всегда помогают друг другу, а чтобы что-то сообщить что-то издают громкие разные звуки - свист, щелкание, лай и другие звуки.

Известно много случаев, когда дельфины спасали тонущих людей.

Игры с дельфинами помогает некоторым деткам излечиться от сложных болезней, поэтому в дельфинариях проводят специальные занятия с дельфинами для тех, кому это необходимо.


Остальные же дети любят посмотреть представление, которые готовят дрессировщики со своими друзьями-дельфинами. Эти сообразительные, добродушные жители морских просторов всегда готовы радовать людей и весело проводить время.

Подобные небольшие рассказы- беседы можно составить на такие темы, как:
- "Почему иногда море светится?" (основу информации можно взять здесь, переработав её в соответствии с возрастом детей );
- "Какие опасные животные водятся в Черном море?"( основа информации здесь)
- "Почему медузы "боятся" рыб-ласточек?"(основа информации здесь)
- "Подводный сад" (о водорослях Черного моря)
- "Морские коньки в Черном море" (основа информации здесь)
С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) возможно применение самых разнообразных форм работы по познавательному развитию, в нашем случае - ознакомлению с Черным морем. Эффективно, на мой взгляд, в данном случае использовать проектную технологию (см. педагогический проект в ДОУ). Возможно планирование как кратковременных, так и длительных педагогических проектов с учетом возрастных психологических особенностей детей, с активным привлечением родителей (близких взрослых ребенка).
Предлагаю несколько идей проектов:
-    "Путешествие во времени: Черное море." (основа информации здесь). Это может быть кратковременный проект, рассчитанный на 1-2 занятия, с использованием моделей, схем, возможно -мультимедийной презентации, составленной педагогом.Главная цель этого проекта - пробудить у малышей интерес к естественной истории Черного моря, а задача педагога - в доступной для детей форме преподнести информацию. 

-   "Мы - жители Черного моря", проект, предполагающий как активный поиск детьми совместно с родителями и педагогом информации об обитателях Черного моря , так и разнообразную продуктивную деятельность - создание тематических лэпбуков (см. блог Моя песочница" Оксаны Дмитриевны "Лэпбуки для дошкольников"), рисование, лепку, макетирование, заучивание наизусть загадок, стихов об обитателях Черного моря и т.д. Основную задачу проекта вижу в воспитании у детей понимания многообразия представителей подводного мира,  необходимости их охраны.

- "Бюро почемучек Черного моря", проект, предполагающий разноплановую исследовательскую, познавательную работу с детьми, связанную с природой Черного моря. Проект может иметь форму длительной сюжетно - ролевой игры, в которой каждый день дети - специалисты по Черному морю получают вопросы, на которые нужно найти ответы - поиск ответов сопровождается "погружением на дно морское", "путешествием с капелькой воды"
и т.д. Здесь важна подготовка воспитателя, компетентность, умение руководить игрой. Круг вопросов может быть самым разнообразным- "Почему Черное море называют 2- этажным?", "Почему море соленое?", и т.д., основа информации есть Здесь
          
 - " Черное море в живописи и поэзии" - проект по художественно - эстетическому развитию старших дошкольников посредством ознакомления с творчеством художников - маринистов, детскими стихами о море, морских обитателях (об этом уже говорилось выше). В таком проекте главной целью будет воспитание у старших дошкольников эстетического взгляда, восхищения красотой Черного моря, желания сохранить эту красоту. /  Чтобы не получилось как в грустной шутке Татьяны Александровой, автора сказки про домовенка Кузю «Я поняла, для чего нужны пейзажи! Когда-нибудь по пейзажам великих художников будут восстанавливать природу»./

Буду рада, если предложенная мной информация по ознакомлению дошкольников с природой Черного моря, принципы, положенные в основу такой работы, пригодятся родителям и педагогам дошкольных учреждений!

          

















  
      









10 комментариев:

  1. Хоть Черное море от нас далеко, но я с большим интересом познакомилась с некоторыми его обитателями. Да и дети, когда мы изучаем морскую тему, с удовольствием поглощают эту информацию.Рассматривание картин с разным состоянием моря, прослушивание записей шума морского прибоя - все завораживает и никого не оставляет равнодушным. Главное, правильно эту информацию преподнести.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, море - неисчерпаемая тема, в данном случае мне хотелось показать подходы в работе с детьми по ознакомлению с миром природы на примере Черного моря.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо за познавательный пост. Я вот была на Черном море всего один раз, когда мне было 5 лет. Поэтому с удовольствием изучила все, о чем Вы написали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Приезжайте к Черному морю, - оно ждет Вас!))

      Удалить
    2. Мы вот уже несколько лет подряд отдыхаем в одном и том же месте: на берегу Азовского моря в станице Голубицкая. Приезжаем, словно к себе домой уже. Правда, в этом году, видимо, поехать вряд ли удастся...

      Удалить
    3. О Голубицкой наслышана, но вот не была ни разу, Азовское море пока только в планах.

      Удалить
  3. Добрый вечер, Ольга Анатольевна. Информативная получилась у Вас статья, столько аспектов вы затронули. Уверена, каждый из родителей обязательно прислушается к вашим советам и рекомендациям

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Как-то еще донести бы эту информацию для родителей...

      Удалить
  4. Спасибо, Ольга, за статью! Как же вам повезло жить в таком прекрасном месте! Мечтаю когда-нибудь побывать на Черном море. Спасибо за ваши рекомендации. Воспитание чувства прекрасного и эстетической составляющей очень важно. Но с Фаулзом не согласна, что нужно подменять этим науку. Когда знаешь больше о том на что смотришь, рождается еще большее удивление и восхищение природой, где во всем есть свой смысл. Мои биологические знания заставляют меня буквально трепетать и восторгаться тем миром в котором я живу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте! Конечно же нужно приехать к Черному морю, надумаете - подскажем где отдохнуть - остановиться недорого!)) Насчет Фаулза... он не предлагает подменять науку эстетической составляющей, а сократить объем времени, который тратится в школе на формирование научных представлений о природе, а освободившееся время потратить на формирование эстстетического, да просто гуманного отношения к природе. Конечно, эссе нужно читать целиком, один фрагмент получается просто вырван из контекста, может быть поэтому и дает не совсем точное представление. При этом скорее всего, что Ваше трепетное доброе отношение к природе сформировалось раньше, чем Вы стали приобретать научные знания о ней, я не права?

      Удалить