понедельник, 22 июня 2015 г.

Сестренки - братишки - сиблинги

Здравствуйте, уважаемые читатели! Приходилось ли вам сталкиваться с такой ситуацией - разговаривают двое взрослых в присутствии детей (как сегодня в моем случае это были 2 братика 4 и 8 лет), и - фоном: постоянные вскрикивания, подобие  жалобного плача, потасовка? (фото из сети). Старший постоянно младшего "подначивал". Мама сказала, что и дома примерно такая же картина. Хорошо, что мама такая спокойная, умница, её из себя непросто вывести. А очень часто бывают и другая, менее благоприятная реакция родителей. Бывает, что достается чаще всего старшему, - все считают, что ему -то полагается быть умнее! 
Эту тему я в своей жизни прошла во всех ипостасях: сначала как младшая, потом как старшая сестра (я средняя), затем - в качестве матери двух дочерей (разница в возрасте 3,5 года), затем как педагог, воспитателем работала 2 года, и как методист также приходится наблюдать разные взаимоотношения между родными братьями и сестрами, сиблингами, как сейчас стало модно (и по науке) называть детей от одних и тех же родителей.  Собственно, можно было пытаться обобщить свой опыт, поскольку все особенности взаимоотношений знакомы мне со всех сторон, но в данном случае я пошла легким путем - обратилась к коллективному разуму сети интернет и там нашла полезные рекомендации. Возможно, что они вам пригодятся в работе с родителями воспитанников или со своими детьми  Источник информации


Психическое развитие ребенка так же зависит и от того, есть ли у него сиблинги, братья и сестры. Появление сиблинга является одним из самых драматичных событий в жизни ребенка, в психоанализе  был введен специальный термин «развенчивание» для обозначения ситуации, при которой старший сиблинг перестает быть центром внимания семьи.



И как часто можно встретить братьев и сестер, которые не ладят между собой, зачастую причиной этому является ревность по отношению к родителям. Пока в семье один ребенок, проблемы только  с ним. Как рождается второй, трудности умножаются на двое, да плюс еще можно ожидать и проблемы во взаимоотношениях между ними.



Как же избежать конфликтов и конкуренции между сиблингами? психологи считают, что для этого необходимо учитывать следующие факторы:

Возрастной барьер

Многие родители предполагают, чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем дружнее они будут. Оптимальная разница – 3-4 года. Во-первых, в это время должно восстановиться женское здоровье после родов. Во-вторых, как раз в это время происходит известный нам «кризис трех лет», когда ребенок уже начинает отделять себя от матери, становится самостоятельным.

Пол ребенка

В большинстве случаев, как в теории, так и в практике, подтверждается, что наиболее конфликтные отношения  у сиблингов одного пола.

Любимчики

Зачастую можно встретить в семье детей, которым приписаны роли любимчиков или изгоев. Ужасно! В этом случае страдает не только «отвергнутый» ребеночек, который постоянно обижен, ограничен, но и «любимец», который всю свою жизнь вынужден доказывать, что он достоин любви и признания. Каждый такой сиблинг не подготовлен к реальной самостоятельной жизни.(рисунок моего воспитанника)

Личное пространство

Для того, чтобы воспитывать в ребенке индивидуальность, необходимо, чтобы  у него были личные вещи. А если братья и сестры постоянно берут эти вещи, чувства, которые переживают дети в этот момент подобны эмоциям, когда переживаешь ограбление или даже насилие.

Родительское внимание

Выделите специальное время для общения  с каждым ребенком. Каждый ребенок, особенно старший, должен знать, что у него есть особое время общения  с родителем, когда никто не будет им мешать.

Разница между детьми

Учитывайте разницу между детьми. Возможно, вы дали одинаковое количество блинчиков на завтрак, но у каждого ребенка может быть и разный аппетит, учитывайте это в подобных ситуациях.

Арбитр в стычках

Постарайтесь не встревать в разборки между детьми, дайте им возможность самим найти выход. Но, если уж вас втянули, дайте каждому ребенку высказать свою жалобу,  а после постарайтесь вместе  с детьми найти как можно больше способов решения конфликта.

Положительные стороны

Давайте детям общие задания, которые лучше выполняются в содружестве. Гораздо лучше, если у каждого ребенка будет свое хобби, делайте все для этого.
(фото из моего "архива")
Существует такой феномен, как сиблинговая позиция – cтратегия поведения индивида по отношению к его братьям или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок. Каждой позиции присущ типичный стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия и выступает основой ожиданий.

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обделен родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных». К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.

СТАРШИЙ РЕБЕНОК в семье раньше или позже, в связи с появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующего сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности как единственного объекта любви родителей, необходимость поделиться ею еще с кем-то часто приводят к рождению невротической любви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга, что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при определенных условиях, роли «жертвы».

МЛАДШИЙ РЕБЕНОК в семье — предмет всеобщей заботы. Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той лишь разницей, что родители, более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализации его лидерства ограниченны, а уровень притязаний и настойчивости в достижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой позиции занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли «опекаемого», «любимчика».

СРЕДНИЙ РЕБЕНОК в семье — наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой — нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций.

В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые позиции могут претерпевать изменение обычной позиции. Если, например, младший из братьев здоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и опекуна, тем самым лишая старшего всех преимуществ его позиции. 

Детство – удивительная пора, в которую приятно возвращается в своей памяти, когда ты уже взрослый.

И именно от компетентности, мудрости родителей зависит, как сложатся отношения между детьми в будущем.

Я благодарна своим родителям, в первую очередь маме, за то, что мы с сёстрами, несмотря на расстояние и редкие встречи любим друг друга и дружим, хотя в детстве бывало, что ссорились. 

А вы сталкивались с проблемами взаимоотношений с сестрами(братьями), или между детьми - своими или воспитанниками? Как вам удавалось разрешать эти проблемы?  

28 комментариев:

  1. Моя учительница по математике называл наш класс "мизенки" - младшие, любимчики в семье. так и было, мы почти все были младшими. И это была гремучая смесь характеров))
    Мне бы эти советы,когда растила старшую дочь и сына-мизенка)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я и сама советы эти собирала и вспоминала свои ошибки в воспитании детей, и жалела себя - "среднего ребенка", который в теории находится в наиболее сложной позиции))

      Удалить
    2. Ира, а почему "мизенки"? Это что за диалект?

      Удалить
    3. Сама озаботилась,стала искать. Запомнила с детства это шутливое ругательство. Может,мЕзенка - маленькая сильная лошадь?) Тогда это прям про меня,ведь я лошадь)

      Удалить
    4. ))) ну тогда это наверное просто учительница придумала ласковое словечко сама)

      Удалить
    5. "Мизенки" - это мизинчики - самые маленькие пальчики на руке.
      У нас на Кубани тоже сравнивают семью с пальцами.
      Большак - старший, всех держит. Указчик - (доносчик) , Середка (середа - третий сын в семье, отсюда и фамилия) - работник, Четвертак - помощник, Мизинчик - любимчик. последыш.

      Удалить
    6. Ура! Мы узнали смысл этого загадочного слова!)) Ирина Валерьевна, спасибо большое!)

      Удалить
    7. Ирина,вот спасибо! А то всю жизнь в неведении, как меня обзывали))

      Удалить
  2. Ольга Анатольевна, хорошо когда можно ознакомиться с литературой, обратиться к интернету. К опыту поколений. Все это хорошо, а вот самое печальное, что читают и прислушиваются не многие. А последствия всегда дадут о себе знать. Спасибо, за консультацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, не смущайте меня - Вам -то как психологу это всё известно отлично, какая консультация...К сожалению, тем, кому такие консультации необходимы, действительно мало что читают и мало кого слушают, Вы правы.

      Удалить
    2. Само слово первый раз слышу, а вот с проблемами сталкивалась. У меня есть старшая сестра, я счастлива! Она меня многому научила, мы с ней как две половинки одного целого.
      А вот, дорогие коллеги, Ольга Анатольевна, Виктория Александровна. Очень жаль, что многие ни статьи не читают, да и любые консультации в штыки воспринимают

      Удалить
    3. Анна Борисовна, дорогая, люди видимо хотят учиться на своих ошибках - у них свой путь.

      Удалить
  3. Ольга Анатольевна, очень интересный материал, примеряла на себя, а слово сиблинг первый раз слышу. Сама была младшей сестрой, старшей, конечно, доставалась больше, как старшей. Но, если бы у меня не было старшей сестры, то жизнь была бы скучной(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли Анатольевна, доброе утро! "Сиблинг" - это научная терминология, так называет родных (от одних и тех же родителей) детей не только человека, но и животных. Сама не так давно об этом узнала.
      А без сестренок - братишек и правда жизнь совсем не та.)

      Удалить
  4. Ольга Анатольевна, здравствуйте!
    Спасибо за интересную информацию!
    Познакомилась с новым словом - термином.
    У меня один ребёнок. Дочь уже достаточно большая, ей 7 лет. Думаю, если будет ещё малыш, постараюсь её подготовить к этому. Конечно, она станет для меня самой большой помощницей. Но при этом не останется быть моей доченькой.
    Сама я старшая сестра. Младшая сестра моложе меня на 5 лет. Ревности не было никакой. Да, было больше ответственности. Но я как-то не воспринимала это как очень тяжёлое. Может, секрет отличных взаимоотношений между нами, сёстрами-детьми, был в том, что я очень-очень любила свою сестрёнку? Да и продолжаю, конечно, любить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, доброе утро! Спасибо за рассказ о сврей сестренке - Вы так тепло о ней говорите! К счастью, проблемы не у всех возникают. Я думаю, что если родители мудро любят своих детей, а не слепой любовью, всё будет хорошо во взаимоотношениях детей. Бывает, конечно, и наследственность свою непростую роль играет, и социальное неблагополучие семьи.

      Удалить
  5. Очень интересная тема! Я хорошей нянькой была своему братишке, с которым разница была в три года. Насколько помню, сама выбрала эту роль и всегда удивлялась детским дракам в других семьях. Вспоминаю, как он мне однажды и говорит: "Это сколько всего у меня было бы, если бы тебя не было." Мне лет13 уже было и я сообразила ответить, что и у меня всего было бы больше. Больше никогда эта тема не поднималась) Сейчас моему единственному сыну 18, и так как я второй раз вышла недавно замуж, он регулярно интересуется, не будет ли ему сюрприза) Вроде бы был бы рад)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна, Вы очень остроумно ответили брату!)) Я обычно такие ответы придумываю ...через недельку)
      Очень приятно, что сын так относится к Вам, так пожалуй, нужно сюрприз подарить?))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Буду теперь знать такое слово "сиблинги"! Вопрос взаимоотношения сестёр и братьев, для меня интересен. У нас с братом отличные отношения складывались всегда. А вот мои деточки с трудом общий язык находят :( Может разница в возрасте (10 лет) сказывается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, добрый вечер! Я вот читаю комментарии - у всех всё хорошо (и слава Богу!), думала уже, что я одна испытывала трудности с воспитанием детей, да и сама - в детстве. У всех по -разному складывается, и нам, родителям надо бы сдерживать эмоции, больше думать в каждой сложной ситуации. Легко теоретизировать, эти бы знания вовремя применять...Моя мама умела с самыми "крепкими орешками" - внуками находить общий язык, очень всех любила, но и к порядку умела призвать.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Не зря гласит народная мудрость: "Век живи- век учись". Мы учимся всю жизнь, и на своих ошибках тоже. Возможно, если бы я знала эту информацию, этак, лет 25 назад, когда росли мои дети дочь и сын (разница в возрасте 5 лет), многих ошибок можно было избежать. Теперь будем правильно воспитывать внуков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Васильевна, добрый вечер! Да, это так и есть, - на детях приобретаем опыт, с внуками бы мудрость проявить, но я почему-то думаю, что внуков мы будем любить и баловать, пусть их родители воспитывают.!)))

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, как я с Вами согласна! Бабушки и дедушки для для любви и радости, а родители для воспитания....

      Удалить
  8. Спасибо вам , Ольга Александровна за статью. Я в семье старшая дочь, сестра на 1,5 года младше, может быть мама педагог, поэтому мы дружны, счастливы что есть друг у друга!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Владимировна, рада, что статья Вам понравилась, может быть информация пригодится в будущем в работе с родителями воспитанников. Читаю комментарии и радуюсь за людей, что есть сестры у нас и братья, и что мы любим их и счастливы с ними!))

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! А я росла одна... Понимаю, что много потеряла! )))
    Спасибо за интересный и подробный рассказ. Понимаю, что деткам моего класса уже по 14-15 лет, но всё равно хочу показать статью их родителям...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Ну что же - зато у Вас вот сколько друзей и любимых учеников!)) Спасибо, я рада что эта статья Вам пригодится.

      Удалить