воскресенье, 28 июня 2015 г.

Раз- словечко, два -словечко

Об истоках детского словотворчества.

Наверняка каждая мама помнит первые словечки своего малыша, первый опыт самостоятельного придумывания слов,  а также всевозможные смешные ситуации, связанные со словесными  умозаключениями ребенка. Наш любимый Корней Иванович Чуковский первым придумал собрать и опубликовать в книге "От двух до пяти" такие высказывания в качестве свидетельства гениальности детского мышления и детского словотворчества. Мы в детском саду тоже собираем такие "сокровища", но, правда, бессистемно, поскольку форум на сайте пришлось закрыть из-за спама.

Те, что я вспомнила, относятся больше к просто смешным ситуациям с детьми, нежели к словотворчеству:

Всхлипывающая девчушка 4 лет подходит к воспитателю с жалобой: "А Петя на меня плюётся"  Тут же подбегает Петя и возмущенно кричит: "Ну я зе не попадаю?!"

На занятии дети старшей группы рассматривают глобус. Педагог: "А вот эта белая шапка - Северный Ледовитый океан".  Владик испуганно: "А почему он Ядовитый?"

Маленькая Света (1год 8 мес.) утром обнаруживает, что её игрушек нет там, где она вчера их бросила (мама не смогла её уговорить убрать их в коробку и спрятала в воспитательных целях). Света, набрав побольше воздуха в легкие, заголосила "Где мои лигуськи?"

Ира (5 лет), внимательно рассматривая свои глаза в зеркале: "А я знаю - ресницы сверху в глаз входят, а снизу выходят" /Так что, если что - можно верхние подтянуть за счет нижних, или наоборот))/

Ира, 4 года: "Я вот думаю, если мама - утка, ребенок - утенок, а папа кто - утюг?"

Возвращаясь к теме детского словотворчества, есть смысл задаться вопросом "А почему, собственно, детям присущ этот творческий процесс, а взрослые в большинстве своем утрачивают его?"

Ответ в общем-то очевиден. 
Взрослые наделены стереотипами. У нас черное - это черное, а белое - это белое. Правда есть народности, у которых "белое" - может иметь очень много оттенков - например у ненцев для обозначения цвета снега. Но есть взрослые, которые этот дар не потеряли (поэты, творческие люди).

Ребенок же еще только постигает язык, познает мир, он пока лишен стереотипов, и поэтому может экспериментировать со знакомыми словами, смыслами, своими первыми познаниями мира.

Чтобы проанализировать, как это происходит, я обращаюсь к статье Т.Ю. Щуклиной 
"Словотворчество как реализация лингвокреативного потенциала детей" 

Вот несколько примеров детского словотворчества:

Секретарша какая! Хватит тебе секреты говорить!; 
Жена кочегара – кочегарка; 
Мама, я такая распутница (показывает на веревочку, которую ей удалось распутать); Я самый порядочный (т.е. поддерживаю в своем шкафчике порядок); 
Какая необходимая! (девочка о большой луже, которую пытается обойти; аналогия с любить - любимый - нелюбимый);
курятник (дяденька, который курит); 
лодырь (кто делает лодки); 
начальная школа (это где начальники учатся); 
прогульщики (дети на прогулке); 
домочадцы (те, которые дома курят - устанавливается связь со словосочетанием чадить (курить) дома); 
камерная музыка (музыка, исполняемая в тюремной камере); 
Я садист (т.е. посещаю детский сад; по аналогии футбол – футболист, трактор – тракторист); 
У меня сегодня бессонница была: ни одного сна не видела (т.е. не отсутствие сна, а отсутствие снов, сновидений).

Творческие возможности у детей различны. 
Есть "стихийные семантики" - дети, которые передают одно и то же значение слова при помощи разнообразных средств, каждый раз по-новому решая фактически одну и ту же задачу; они очень чувствительны к смыслу слова, оттенкам значения.

 Есть "стихийные формалисты" - дети, которые решают однотипные задания одним способом, не обращая внимания на то, что конкретные предметы им незнакомы.

 Встречаются "стихийные консерваторы", которые хорошо помнят, какие слова они знают, а какие – нет; они правильно скажут: "У лисы – лисенок", но назвать детеныша лося, которого не знают, они не смогут 

  • Уважаемые читатели, к какому виду творчества вы отнесете данные примеры?:


1.Взял бумагу. Хочет сделать на ней дырку с помощью дырокола. – Дай мне, пожалуйста, пробивун! 
В другой раз: Дыробив у нас где? Ищет терку. – А где у нас дырница? Протирает яблоко через терку. – Дай мне терницу другую! С маленькими дырками!

2.Лижет языком цветок пиона. – Слизываю капельки росы
– подлиза!; Отец сидит на стуле. Сдвигает его в сторону. – Я подл[и]заю под папу. Подлиза какой!; Склеил листы бумаги. – Знаешь, как называются? Склейки. Едет в машине и рассуждает.
- А знаешь, как называют художника, который рисует животных? Живописец. Точнее, животнописец.

3. Ходит по лоджии, смеясь, перечисляет: - Медведь медведит, лиса лисит, киска кисит, крот кротит, кит китит… Ого! Сколько получилось!

4. Маленький коровик (при большой корове), маленький пианиненок (при обычном пианино).

5. Осел – это, наверное, муж осы? – (по аналогии козел – коза). 

Проявление активного словотворчества это как раз показатель того, что ребенок хорошо усваивает язык.

В поиске внутренней формы наименования дети интуитивно следуют логике языка, используя имеющиеся в нем модели мотивации, сочетая "синтез слова с его анализом" Чтобы избавиться от "пустых форм", дети пытаются найти рациональное объяснение названию того или иного предмета, явления. 

Эта ложка – негодяйка, она старая, ни на что не годная (этимологически слово негодяй действительно восходит к глаголу не годиться); 

– В дедушку на фронте фашисты стреляли. – А кто же им стрелы дал? (этимологически глагол стрелять мотивировался словом стрела и имел значение "выпускать стрелы из лука"); 

Я пленил Гаврюшку, а он убежал! (ранее действительно пленить значило "взять в плен").

Особый случай проявления динамической позиции ребенка в языке – "свое" метафорическое  или  метонимическое  употребление  слов:

 Окно прокисло (о рисунке мороза на окне); 
Санки-то совсем завяли (т.е. покрылись ржавчиной); 
Совсем уже детей на донышке осталось (т.е. совсем немного, поскольку всех остальных детей уже забрали домой из детсада);
 Голова босиком (о лысом человеке);
 Это не слон, а противогаз (определение слона, впервые увиденного ребенком); Собака курит (о дыхании на морозе); 
Папа, бутылку стошнило (т.е. пена вышла наружу в результате откупоривания бутыл ки);
 Закрой свое радио, мамочка (т.е. рот); 
У меня в ножке боржом (о покалывании в ноге) и т.д.

Реализация творческого потенциала ребенка происходит при овладении им структу рой многозначного слова, когда вместо переосмысленного, "переносного" ребенком понимается и используется "прямое", основное, конкретно-образное значение: 

Не валяйте дурака, а то испачкаетесь; 
А я не выйду на улицу, чтобы меня морозы не ударили; Он не ест меда, значит, у него не будет медового месяца; 
Мама, а летом холодной войны не бывает? 
Почему не слышно треска?" (спрашивает ребенок в ответ на замечание взрослого о том, что у него ужасно трещит голова); 
А разве сегодня она вареная? (на замечание взрослого, что вчера была сырая погода); 
Мама, крапива кусается? А как она лает? и т.д.

Если Т.Ю. Щуклина при анализе детского словотворчества обращается к смысловой стороне слов, то Т.Н. Ушакова обращается к морфемике (составу слова) /далее приведен материал по книге М. Кольцовой "Ребенок учится говорить"/

Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").

Вот примеры, взятые из работы Т. Н. Ушаковой:

"Слова - осколки":

1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).
3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).
4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).

Прибавление к корню "чужого" окончания:

1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).
3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).
4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).
5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).
6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" {4 года 7 месяцев).
7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).
8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).
9. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).
10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).

"Синтетические слова":

1. ВорунИшка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).
3. Вкуски - вкусные куски (4 года).
4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).

Как получаются "слова-осколки", понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Отсюда "осколки слов" в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово "лепь" (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. - ребенок же выделяет ударный слог "леп".

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д.?

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши "взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить ("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила"). 

В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик",- говорит мама. "А для меня это не наказанье, а вовсе радованье", - отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве же случаев образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенком когда-то ранее, и поэтому для окружающих людей "новое" слово ребенка является откровением.

Интересно также посмотреть, как создаются "синтетические слова". В таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п.

Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит...

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите "новые" слова. Почему это происходит? Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. 

Буду рада, если уважаемые читатели поделятся своими примерами детского словотворчества!

/В сообщении использованы источники:
Т.Ю. Щуклина "Словотворчество как реализация лингвокреативного потенциала детей";
М. Кольцовой "Ребенок учится говорить"/













17 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Читала и улыбалась. Делюсь "перлами"своих сыновей: петрушка - "пупуська", котлета - "коКлета", велосипед - "писет - лисопед - вЕлисипед"(совершенствование шло именно в этой последовательности), боюсь - "бонУсь", кулак - "окулёк", чупа - чупс - "обчубс".
    Большое спасибо за интересную информацию, приподнятое настроение и нахлынувшие воспоминания!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Вам спасибо за милые воспоминания о лепете Ваших сыновей.)

      Удалить
  2. Ольга Анатольевна, спасибо за несколько минут смеха! Спасибо за интересную информацию!
    Соединили великолепно и теорию, и практику в одном сообщении.
    На лекциях в университете мы изучали приёмчики детского словотворчества.
    Думаю, каждый вспомнит какие-нибудь детские "перлы".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, добрый вечер! Рада, что ВЫ улыбнулись!))

      Удалить
  3. Ольга Анатольевна, понравилась статья! С одной стороны, серьезная, важная тема, а с другой, очень уж веселая! Все-таки детки большие выдумщики. Племянник мужа, я помню, говорил: "У Леши - сода (т.е. автомобиль "Шкода"), а у папы - селяви ("Шевроле")" А вместо слова "свадьба", говорил "свабдя"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, вот мы улыбаемся, а для ребенка это процесс познания языка)

      Удалить
  4. Ой, Ольга Анатольевна, вот уж улыбнули, так улыбнули :))
    Читала и смеялась, очень многие примеры встречала в жизни :))
    Дочка говорила:
    ведро - ведаунс

    И еще, забываю Вам сказать... ссылка в анонсе
    20.05.2015 — в Российской академии образования на заседании Федерального учебно-методического объединения (УМО) по общему образованию была одобрена примерная основная образовательная программа (ПООП) дошкольного образования

    Не работает!!! :(( Измените пожалуйста, хочу ознакомиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, и правда смешно - "ведаунс") У моей знакомой дочке казалось странным слово "кефир" и она говорила:" Почему "кефир"? ну тогда надо говорить "Молокэ".)
      Ссылку обновила, сейчас у меня работает, спасибо что обнаружили.

      Удалить
  5. Ольга Анатольевна, я заметила... изменился фон :) мне нравится, но пока непривычно :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Была проблема - начал дрожать блок где гаджет "Блоги, которые я читаю", что только ни делала, прошло, когда поменяла фон. А в целом с дизайном блога я никак не приду к чему-то постоянному, все что-то не нравится, поэтому стараюсь свести к минимализму)) но пусть на лето побудут такие воздушные краски)

      Удалить
  6. С удовольствием читала Вашу публикацию, Ольга Анатольевна, улыбалась, вместе с тем вспоминала словотворчество моей дочурки, что-то особенного не припомню, хотя вела дневник (как только моя Людмилка стала сама мамой, передала ей его). Постараюсь теперь нюблюдать за внученькой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, добрый вечер! Я помню Ваш рассказ о дневнике, по - моему был такой пост, где была фотография Ваша и дочуркина?
      Я дневника не вела, но писала письма маме, очень подробные. Когда мамы не стало, забрала письма, которые она бережно хранила, и столько в них нашла информации о своих девочках...
      Да, малышке Вашей с бабушкой повезло, не только любовь, но и еще - профессиональный подход)

      Удалить
  7. Дети - удивительные существа! Посмотрите с какой огромной скоростью творчески усваивается масса информации об устройстве языка за год, два- ещё и на всех уровнях языка. А бедные взрослые обычно так долго бьются, изучая иностранные языки) Мне всегда было интересно, как происходит словотворчество у билингвов. Мой сын с детства говорил на трёх языках и любопытно было наблюдать, как он искал связи между семантикой и словообразованием. Маме нужно было держать ответ перед возмущённым чадом, почему это, если баран, то самка не баранка или почему колдунья, а не колдунка. Ребёнок рано понял, как всё сложно) А ещё мы собирали рейтинг самых смешных слов) Очень смешным нам казалось слово "колготки", "кургузый", "пупырышки", "зяблик", "фрикаделька" и даже " физалис")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна, спасибо за рассказ о словесном творчестве Вашего сына, да баран - баранка звучит вполне логично!))

      Удалить
  8. Дети такие забавные!Спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, у Вас с Даниилкой словотворчество еще впереди, надеюсь, что будете делиться с нами)

      Удалить
  9. Ольга Анатольевна, спасибо за статью! Словотворчество - хороший способ развития креативности и у взрослых, и у детей. Но очень непросто отойти от стереотипов мышления.

    ОтветитьУдалить