воскресенье, 2 августа 2015 г.

Иммунитет и здоровье ребенка

Общеизвестно, что адаптация  ребенка к детскому саду зачастую сопровождается не только эмоциональными переживаниями малыша, но и заболеваниями, чаще всего вирусного характера. Можно было бы предположить, что именно стресс - причина заболеваний, но болеют и те дети, которые прекрасно чувствуют себя в детском коллективе и с удовольствием посещают детский сад. В чем причина? Слабый иммунитет? Правильно ли мы понимаем, что такое иммунитет и нужно ли его "укреплять"? Как правильно вести себя родителям, если ребенок часто болеет? 

На страже здоровья.

Вилочковая железа, или по научному (тимус) – это небольшой, но тем не менее очень важный орган иммунной системы ребенка, который располагается в верхней части грудной клетки и достигает края языка. Его формирование начинается еще задолго до рождения крохи, на шестой неделе развития беременности. Рост и развитие вилочковой железы у детей продолжается до начала периода полового созревания. Вилочковая железа у детей отвечает за развитие Т-лимфоцитов, вырабатываемых костным мозгом. Т-лимфоциты, это клетки иммунной системы, способные распознавать и уничтожать клетки с чужеродным антигеном, то есть защищать организм ребенка от вирусов, инфекций и бактерий.
/рисунок - источник/

Что мы знаем об иммунитете? 
/Мнение доктора Комаровского Е.О./

Взрослые, и это, к сожалению, типично, задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок начинает часто болеть. 

Никакими закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя. Каждый человек встречается в своей жизни с огромным количеством микробов. А до тех пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни - неизбежность. Но всегда найдется микроорганизм, к которому защиты нет. Поэтому болеют все - и дети, и взрослые. 

И совершенно не принципиально - болеть или не болеть. Важно, как болеть - насколько часто и насколько тяжело. 

Значение слова "иммунитет" с чисто теоретических, медицинских позиций объяснить довольно трудно. Но для нашего с Вами взаимопонимания достаточно следующего: иммунитет - это способность организма защищать себя. Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например). 

Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. Это, сложное на первый взгляд, положение, прямо таки вызывает желание либо перестать читать, либо схватить школьный учебник по биологии, дабы срочно восполнить пробелы в образовании. Но тонкости нам не нужны. Принципиально другое: система иммунитета способна анализировать - отличать своих от чужих. А в основе этого анализа - именно генетическая информация. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает - значит свой, не совпадает - чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию называется антигеном . 

Система иммунитета в начале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Для уничтожения конкретного антигена организм вырабатывает совершенно определенные клетки - они называются антитела. Определенное антитело подходит к определенному антигену как ключ к замку, разве что вероятность повторить или подобрать в миллионы раз меньше. 

Пример. В организм попал вирус кори. Иммунитет определил, что этот вирус генетически отличается от любой другой клетки человека. Следовательно, это антиген. Началась выработка антител, не просто каких-то там антител, а именно антител к вирусу кори. Антитела нейтрализовали вирус и болезнь закончилась. А иммунитет к конкретной болезни, в нашем примере к кори, остался. Следует знать, что сроки болезни у каждого конкретного ребенка во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител. 

Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным - часть уже готовых антител достается ребенку от матери и, соответственно, приобретенным, - т.е. таким, который организм выработал самостоятельно. 

И еще, очень важная теоретическая информация. 

Мы уже поняли, что иммунитет - явление специфическое (четкое соответствие конкретного антигена - конкретному антителу). Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела. Типичный пример: повышение температуры тела приводит к тому, что в организме начинает вырабатываться особый белок - интерферон. Интерферон уничтожает любые вирусы (и гриппа, и кори, и краснухи), т.е. его (интерферона) действие неспецифично. Система неспецифического иммунитета представлена не только интерфероном - еще пару десятков веществ способен вырабатывать организм. 
/В телепередаче "Про иммунитет" Е.О. Комаровский ставит под сомнение необходимость и безопасность применения фарм - интерферона. прим. автора блога. Видео - в конце текста/

Главное в этой информации следующее. Если иммунитет постоянно тренируется, то на проникновение антигена он может быстро и сильно ответить, мгновенно выработать все тот же интерферон и болезнь закончится за 2-3 дня. А если интерферона не хватило - придется ждать выработки антител, а на это уже потребуется неделя. 

У новорожденного почти такая же кровь, как у его матери. То есть он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным болезням, что перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3-4, в лучшем случае, на 6 (при естественном вскармливании, разумеется). Поэтому правильно воспитывать ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3-6 месяцам сделать его способным бороться с инфекционными болезнями. 

На сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности, особенно от перенесенных в это время инфекций. В то же время, образ жизни уже родившегося ребенка в свою очередь существенно влияет на уровень иммунитета. 

Становится понятным, что недостаточность иммунитета может быть врожденной и приобретенной. И первая, и вторая проявляется частыми болезнями, что, вполне резонно, порождает у родителей желание этот самый иммунитет улучшить - желание вполне естественное, особенно если уже успели растерять все то, что дала Природа новорожденному. В конце концов, ну растеряли, ну ушел поезд! Но надо же что-то делать! 

Делать надо. А, для начала, знать, что стимуляторы иммунитета делятся на фармакологические и физиологические. Фармакологические - это конкретные лекарства, физиологические - это некоторые формы нормального (естественного, физиологического) образа жизни, позволяющие усилить иммунитет. 

Общий жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы - и легкие, и сердце, и сосуды и суставы и т.д. и т.п. - все это должно работать 

Короче говоря, иммунитет это не отвлеченное понятие. Это конкретная система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим, которые чувствуем. 

А теперь давайте задумаемся. На что ребенок тратит энергию? 

· на рост и развитие; 

· на двигательную активность; 

· на поддержание температуры тела. 

Ну, что касается роста и развития, - на это мы особенно повлиять не можем (здесь больше гены, гормоны). Но двигательная активность! Почитать, или погулять? А поддержание температуры тела - одеть или не одеть? А от души накормить и загнать в постель - это как? 

Вот и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три - голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм - не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по 30 км в день и выгонять раздетым на мороз . 

Но более важно другое: противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, то есть, вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни). 

В приведенном ниже видео - передаче Школа доктора Комаровского "Про иммунитет" читатели блога узнают, почему полезно детям есть мороженное, нужно ли и можно ли укреплять иммунитет с помощью фарм-средств, и стоит ли вообще его укреплять, или задача стоит иная - "не портить" то, что дается от рождения; нужно ли делать ребенку узи - исследование вилочковой железы и чем такое исследование может быть полезно.


Подводя итог приведенной информации, хочется надеяться, что у родителей наших воспитанников и педагогов будет всегда находится время и потребность приобретения знаний в вопросах , касающихся здоровья ребенка, а также желание и целеустремленность следовать простым истинам, которые требуют намного больше времени, сил, собственной дисциплины, чем использование фарм - препаратов, эффективность которых сомнительна и возможна в перспективе небезопасна для здоровья ребенка. 

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    С огромным интересом прочитала пост. Много важной информации "почерпнула", думаю пригодится, когда бабушкой стану.
    Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна! Думаю, что блогеры будут самыми подготовленными бабушками (я в том числе:) Вам спасибо за внимание)

      Удалить
  2. Интересная статья, но я все-таки склонна думать, что иммунитет -это тоже наследственное. Знаю много семей, когда как бы ни работали над повышением иммунитета, дети продолжают болеть.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Да, иммунитет или есть, или нет и тут ничего не поделаешь. Но стараться укреплять его конечно же надо, спорт, здоровое питание и т.д.Спасибо за познавательную статью, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте Людмила Владимировна! Статья как будто об очевидных истинах, но при этом четко определены ключевые понятия. На мой взгляд особенно полезен видеоролик - у доктора Комаровского замечательная способность разъяснять образным языком медицинские понятия, и еще - здравый смысл и отсутствие заинтересованности в пропаганде мед. препаратов. Спасибо Вам за внимание!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Очень интересная статья, спасибо! Внимательно посмотрела видео и поняла, что иммунитет - очень важная вещь для нашего здоровья, заботиться о нём надо с детства, а если уже и лет нам много, то всё равно пускать данный вопрос на самотёк не следует...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, добрый вечер! Рада, что информация оказалась для Вас положительно мотивирующей!) Думаю, что в любом возрасте нужно о здоровье заботиться в первую очередь, а с годами тем более. Хотя Вам лет еще немного, на мой взгляд))

      Удалить
  5. Спасибо вам,Ольга Александровна , за статью! Иммунитет такая вещь, важная и нужная. Я С рождения закаляю ребенка, поддерживаю хороший иммунитет, берегу здоровье!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, Вы очень хорошая заботливая мама и грамотный творческий педагог! Рада, что статья Вам понравилась!

      Удалить