суббота, 29 августа 2015 г.

Свет имени


      Имя сопровождает человека от рождения до смерти, а доброе, славное имя  переживает физическое существование человека и может жить века и тысячелетия. Имя - как река, вбирающая в себя энергию тысячи тысяч притоков,  лесных ручейков, бурных горных рек и глубинных чистых родников человеческих судеб - любви, радости, силы и отчаяния, открытий, горя и надежд тех людей, что носили это имя.
Неслучайно к выбору имени большинство родителей относятся очень ответственно и трепетно - выбирают тщательно, спорят, пересматривают словари имен, отстаивают право назвать в честь бабушки, дедушки или друга, а многие православные по старинной традиции  дают имя ребенку по святцам - церковному календарю, веруя, что святой, чьим именем нарекают новорожденного человечка, становится ему ангелом-хранителем. На Руси в старину и праздновали -то не день рожденья, а именины.
До сих пор песенка про каравай не перестает быть популярной: "Как на .Дашины именины испекли мы каравай!" Пожалуй, на этой детской песенке и заканчивается, в большинстве случаев, внимание к имени ребенка, а день рожденья представляет собой шоу аниматоров, сбор подарков, угощение гостей. 

"На сегодняшний день в нашей стране родителям предоставлена полная свобода выбора имени своему ребёнку. Органы ЗАГС не вправе отказывать в регистрации имени ребёнка по причине его неблагозвучности, обидности, оскорбительности, некультурности, непроизносимости и так далее. Точно так же его сотрудники не могут каким-либо иным образом повлиять на выбор родителей, поэтому у любителей  экстравагантных или обидных для ребенка имен "развязаны руки". Так, в 2002 году молодая пара (в России) назвала своего ребенка БОЧ рВФ 260602, что означает «Биологический объект человека рода Ворониных—Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года»(сотрудники ЗАГСа отказались регистрировать ребенка, защищая его интересы), а в ноябре 2014 г. в Перьми сотрудники ЗАГСа зарегистрировали ребенка с именем Люцифер Константинович Меньшиков", родился этот ребенок в семье сатанистов, поэтому и назван был по имени падшего ангела .В связи с этим     осенью прошлого года в Госдуме готовился законопроект о запрете называть детей экзотическими именами, в каком состоянии этот документ сейчас, я  к сожалению не знаю. 

В других странах такие законопроекты существуют:

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье запрещает давать детям имена, которые противоречат нормам морали и национальным традициям. В Германии запрещены предосудительные или вводящие в заблуждение имена. В Швеции не регистрируются имена, которые можно рассматривать как оскорбительные или вызывающие трудности у их носителя.В Новой Зеландии также появилась идея создания списка разрешённых имен./Источник/

По мнению юристов, право на имя относится прежде всего к гражданским правам. "Имя является важнейшим юридическим понятием, которое широко используется и в теории, и в практике, но своего легального толкования оно не получило", - говорит Виктория Пашкова. Именно так: наше имя живет в документах, открывает или закрывает перед нами какие-то двери, позволяет нас отличить в общей массе человечества. /источник/
Хочется верить, что и наши соотечественники - законодатели наконец примут закон о защите достойного имени гражданину.

В этом же сообщении мне хотелось бы остановиться на возможностях формирования основ ценностно-смысловой сферы личности ребенка посредством привлечения внимания к его имени, а также именам детей в группе детского сада или друзей вне детского учреждения. Какие формы работы, на мой взгляд,  можно использовать?

Чаще называть ребенка по имени (по мнению Д.Карнеги, собственное имя - лучшая музыка для слуха).Даже если в группе детского сада 2 или несколько детей с одинаковыми именами, недопустимо обращаться к детям по фамилии.

С маленькими детьми использовать разнообразные малые фольклорные формы - потешки, пестушки, включающие имя ребенка. Например:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.




Уж я Танюшке пирог испеку. 
Уж я внученьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая, 
Моя внученька бедовая!





С детьми постарше проводить время от времени игру  «Ласковые имена» (как в семье, так и в группе д/с)
Игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу, приучает обращаться друг к другу по имени. 
Дети встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени. Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имён. 
Для малышей 3-4 лет игра проводится по подражанию с использованием уменьшительно - ласкательных  суффиксов.
Дети 5-7 лет уже могут играть в эту игру самостоятельно. 

Пропеть свое имя (или имя друга) на мотив известной песенки, или заданную мелодию.

Учить ребенка узнавать начертание своего имени, а также изображать свое имя самыми разнообразными способами.
Можно для этого придумать разные игры с детьми - в группе иметь небольшие напечатанные, нарисованные, красиво оформленные листики с именами детей, причем с разными вариантами (Ира, Ирина, Ириша, Ирочка, Иришка, Ирунчик, Ирчик и полное имя - Ир). Их можно для прочности ламинировать, или использовать бейджик на прищепке. 
Варианты игр 
- поместить все листочки в шляпу, или красивую коробку, предложить каждому найти свое имя (все варианты), приветствуется помощь друг другу;
- разделить детей на 2 команды, игра на время - кто быстрее найдет и прикрепит бейдж с именем каждому игроку противоположной команды;
- в сюжетно - ролевой игре "семья" проиграть вариант "ждем гостей" - сервировка стола, размещение красивых  "визитных карточек" с именами гостей, приглашение гостей за стол в соответствии с "визиткой" и т.д.


- изображение имени: кроме обычного написания ручкой, карандашом, рисования красками, - начертание палочкой на песке или снегу, выкладывание из природных материалов, создание аппликации - коллажа, лепка,  и т.д. Хорошо в связи с этим занятием познакомить детей с буквицами, вызвать у них желание украсить свое имя (такое занятие описано, в частности, в программе Т.Копцевой "Природа и художник"
- выкладывание имени из разрезной азбуки, или азбуки на камешках (буквы нарисованы на морских или других камешках - очень интересная идея в блоге педагога - психолога Алены Решетовой "Каменная азбука").

Примерно с 4-4,5 лет ребенок уже может понять рассказ мамы, почему его назвали именно этим именем. Если малыш назван в честь какого-то родного человека, рассказать о нем, показать фотографии.

С 5  лет ребенку целесообразно  рассказывать (или читать) об интересных людях, которые носили такое же имя, оформить с ребенком альбом, который будет пополняться постепенно фотографиями личностей, рисунками ребенка - впечатлениями о рассказах. При этом важно не гнаться за количеством, "не засушить" идею на корню простым коллекционированием. Важно вдумчивое, эмоционально окрашенное руководство взрослого - адаптировать материал для детского восприятия, побеседовать с ребенком: хотелось бы ему походить на человека о котором мы прочитали? Почему? А что для этого нужно делать? 

В условиях детского учреждения такая работа может вылиться в интересный педагогический проект, что и планируется осуществить в нашем ДОУ. 

21 комментарий:

  1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Я никогда не понимала желание родителей называть детей экзотическими именами. Как во взрослой жизни они будут себя чувствовать с таким именем, как Люцифер, а вдруг ребенок не разделяет взглядов родителей и начинаются конфликты, вплоть до изменения имени и фамилии. Нужно подходить к этому вопросу очень бережно и с оглядкой на будущее, а не какая нибудь Галатея Ивановна Коровина или еще нелепее......У нас такие русские имена красивейшие, ласкающие слух, выбирай, не хочу!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Владимировна! Полностью с Вами согласна, - думаю. что у таких людей проблемы с психикой.

      Удалить
  2. Заметное преображение блога. Ольга Анатольевна, осень в блоге? Или я ошибаюсь?
    У нас в определенные периоды жизни СССР тоже были популярны имена: Тракторина, Олимпиады, Сталинина, Октябрина... Нет, нельзя на ребенка накладывать отпечаток истории или чужой судьбы. Будущего ребенка нужно любить еще в утробе матери и имя ему выбирать не по моде или еще ка-то а от любви -нежное, певучее, ласковое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, - осеннее настроение: и в душе, и в природе уже вот-вот и осень...
      У каждого времени, и в СССР, - свои странности, но всё же большинство людей адекватные, это радует.

      Удалить
  3. Сразу вспомнила анекдот
    Мамаша в садике спрашивает, не дразнят ли сыночка в садике с редким именем Елисей?
    Воспитательница:
    — А кто дразнить будет? Остап? Евстафий? Прокоп?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И правда смешно)) А мне имя Елисей нравится почему-то - видимо королевич Елисей из сказки Пушкина ассоциируется.

      Удалить
  4. Ольга Анатольевна, насколько длительным планируете проект? Отдельно проект посвященный имени мы не берем, а вот семье - да. Знакомство с именами и их значением. как часть проекта, обязательно использую.Спасибо за интересные игры с написанием имени)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли Анатольевна, здравствуйте! проект пока в стадии разработки - предполагается работа со старшими дошкольниками, не менее года, в тесном контакте с родителями. Основная идея - в процессе знакомства ребенка с замечательными людьми, которые носили такое же имя, как у ребенка, выделить ценностные ориентиры - любовь к Родине, милосердие, любовь к природе, желание развиваться, приносить пользу людям и т.д., и показать на примере - почему люди стали такими. Надеюсь, что по мере уточнения и реализации буду рассказывать в блоге об этом проекте.

      Удалить
    2. К стати, в программе"Семицветик" (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова), есть раздел "Светочи", о людях - героях, подвижниках, но вот этой взаимосвязи с именем ребенка нет

      Удалить
  5. здорово! Очень интересный проект может получиться) Понравилась идея игры с разными формами одного и того же имени) Кстати, только в русском языке существует такое изобилие общеизвестных форм имени, именные потешки, традиция именных дразнилок, ласковая и грубая форма имени. Я в детстве от русской бабушки из Псковской области наслушалась))) Например, жили у них в деревне три Таньки и, чтобы их различать, называли их все по именам мужей- Сашиха, Петиха, Колиха. Сама моя бабуля прозывалась Ленька( Елена), подруги у неё были Катёха и Дарушка с Иришкой. А если уж назвали родители красиво Марией, то быть тебе в той деревне Манькой, хоть ты тресни)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оксана Дмитриевна, вариации имен деревенские хороши!)) В целом язык в деревне, в селе особенный. У меня родственники в селе Городища Оренбургской области, там уральские казаки исстари жили, (и сама я пра-правнучка атамана:)), так уж остры на язык - не попадись! Двоюродные сестры близняшки - Татьяна и Мария, всю жизнь так и звались Танька и Манька))

      Удалить
  6. Ой сколько у нас в Ненецкой школе-интернате было девчонок с именами, не соответствующими фамилии!)
    Астра Хатанзейская, Анжелика Вылко, Изабелла Пырерка)
    Ну хочется людям красоты,что ж тут поделаешь?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. и правда ничего не поделаешь)) во всяком случае лучше, чем Люцифер.

      Удалить
  7. Доброе утро, Ольга Анатольевна!
    У меня за всё время работы не встречались детки со странными именами. Только, когда я училась в институте, у преподавателя философии было чуднОе отчество - Роскомпартовна (Елена). В переводе - Российская коммунистическая партия.
    В самой первой анкете прошу родителей указать имя ребёнка, которое они используют дома. Это очень помогает в период адаптации первоклассников..
    Сейчас в школе, наверно,и в ДОУ, много детей - иностранцев. Никогда не называю ребёнка, да и взрослого, упращённым именем. Стараюсь запомнить, какое бы трудное в произношении и запоминании оно не было. (Гадыния, Сирануш, Эльмира Сердаловна)
    Ольга Анатольевна, огромное спасибо за интересный пост! Желаю Вам жизненных сил и удачи в успешном воплощения проекта!
    РS: Первый комментарий удалила из - за пропущенных букв в словах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вам спасибо, что поделились опытом - это актуально и в детском саду!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! В блоге витает осеннее великолепие.
    Да, имя - это оберег. Оно откладывает отпечаток на судьбу.

    И надо же какие родители встречаются, назвали сына Люцифером.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Как я рада Вашему возвращению!) Да, осень она такая - проникает повсюду!)
      Спасибо за Ваше мнение по поводу имени.

      Удалить
  9. С удовольствием ещё раз перечитала это пост! Спасибо за участие в галерее"Азбука характера"!

    ОтветитьУдалить
  10. С удовольствием принимаю участие в созданной Вами гелерее!))

    ОтветитьУдалить
  11. Как интересно, Ольга Анатольевна! Как раз сейчас закончила во второй младше группе проект , "Что в имени тебе моём.." , вскоре отчет появится в блоге. Статья Ваша мне сейчас очень откликнулась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уверена, что это направление - работа с именем ребенка, имеет свой незаменимый потенциал, раз педагоги разных уголков страны реализуют подобные проекты. Вот здесь http://moment-beauty.blogspot.ru/2016/03/vi.html# есть уже более структуированная презентация по проекту "Свет имени", может быть Вам будет интересно.

      Удалить