вторник, 17 ноября 2015 г.

Развиваем у детей чувство юмора.


Пост для участия в галерее "Азбука характера"

Уже ни для кого не секрет, что юмор, смех,  приносят пользу - как здоровью, так и взаимоотношениям с окружающими. Многие уверены в том, что чувство юмора – качество врожденное. Либо оно у человека есть, либо нет, и развить его в себе невозможно. На самом деле чувство юмора можно и нужно  развивать, причем с достаточно юных лет.
                           
Чувство юмора - в обычном словоупотреблении - это способность подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия в окружении - например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-то человеке, чью-то кажущуюся значительность и несоответственное ей поведение и пр. 

"Умное лицо — это ещё не признак ума, господа.
Все глупости на земле делаются именно с этим
выражением лица. Улыбайтесь, господа!
Улыбайтесь!" Барон Мюнхгаузен 
По отношению к объекту юмора, как бы подвергаемому своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. 

Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без коего оно вырождается в негативные явления - пошлость, цинизм и пр. 

Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и тогда, когда сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне эмоциональном, так и о недостаточном развитии интеллектуальном.

Как развивать у ребенка чувство юмора?

Во-первых, хорошо шутить легче человеку начитанному, эрудированному, с богатым словарным запасом и хорошо развитой речью. Поэтому нужно с ребенком много читать, обязательно просить его пересказывать прочитанные рассказы или события из жизни.

Во-вторых, нужно развивать у ребенка наблюдательность, внимание к деталям, а также память. Ничего страшного нет, если специально заучивать с ним какие-то анекдоты или смешные истории.

Третье: нужно учить ребенка находить в любых событиях что-то положительное, а иногда и комичное. Очень часто бывает, что по прошествии какого-то времени мы былые неприятности вспоминаем с улыбкой. Но если вовремя суметь найти что-то смешное в неурядицах и конфликтах, то их развитие можно предотвратить. Умение посмеяться над собой и с юмором относиться к жизни - очень ценное качество.

Еще нужно развивать у малыша фантазию и воображение.

С какого возраста у детей проявляется чувство юмора?
Малыши начинают улыбаться и смеяться с трехмесячного возраста. Однако эти эмоциональные проявления не имеют ничего общего с чувством юмора. По мере взросления дети начинают чувствовать настроение окружающих и копировать их поведение. Например, улыбаются в ответ на улыбку и смеются со взрослыми за компанию. В возрасте 9-12 месяцев ребенок уже умеет отличить нестандартные ситуации от обыденных. Если мама появляется перед ним в смешном наряде, малыш начинает смеяться. 


Какой юмор у детей в 1,5 — 3 года?

В этом возрасте детям интересен физический юмор, который несет в себе элементы неожиданности. Они громко хохочут, когда кто-то прячется за диван и затем резко оттуда выглядывает. Обычно в этом возрасте дети еще не понимают шуток родителей, но они стараются смеяться тогда, когда весело маме или папе. При этом они пытаются понять всеми силами, что является смешным, а что не нет.
         Именно в этом возрасте малыши начинают умышленно веселить родителей, и это очень важный и значительный шаг для развития чувства юмора. Например, они могут показать на нос и сказать, что это ухо. Наблюдая за малышом взрослым важно заметить, что кажется ему смешным. Для ребенка важно, если близкие взрослые поощряют его веселье, смеются вместе с с ним. 
           Настоящее же чувство юмора, когда ребенок способен сознательно рассмешить других людей, формируется у него ближе к четырем годам. Именно в этом возрасте лучше всего начинать занятия с малышом, чтобы развить его способность смешить и понимать шутки. 
                Обозначим основные направления и формы работы с дошкольниками по развитию чувства юмора.

«Ребенок играет не только камешками, кубиками,
куклами, но и мыслями» К.И. Чуковский.
Чтение, сочинение, заучивание наизусть небылиц, нелепиц, смешных историй
Читая детям, обращаем внимание на смешные моменты.
К.И. Чуковский "Путаница"
 "Ёжики смеются"
 "Котауси и Мауси"
 "Небывальщина"
Заходер Б.В. "Бочонок - собачонок"
Тувим Юлиан "Слон Хоботовский"
Андрей Усачев, Виктор Чижиков "Город смеха"
"Небылицы в лицах. Народные потешки и небылицы"(иллюстрации Ю.Васнецова)
"Где это видано? Небылицы, перевертыши, сказки"- составитель Астахова Н. В.
"Ключи заперты, двери в кармане" - статья о детских перевертышах и нелепицах.
                                                          Смешные истории:
 Эдуард Успенский "Вера и Анфиса в детском саду"
Милн Алан "Винни Пух и все-все"
Носов Н.Н. "Живая шляпа" и другие рассказы Носова Н.Н. и др.
конечно же - истории Г. Остера и стихи Д. Хармса.
Скороговорки - тексты, например,  здесь.
Дополнение от Ольги Астраханцевой - автора блога "Магия биологии": 
                                                       "Умная собачка Соня" Андрей Усачев

                                 Просмотр веселых мультфильмов, видеороликов, 
                                       журнала Ералаш (некоторых серий)

Наряду с общеизвестными и всеми любимыми отечественными мультфильмами про дядю Федора и Простоквашино, Ну погоди! Винни Пух и другие, мне очень нравятся из зарубежных короткометражные мультфильмы студии « Pixar» 
          Из отечественных последних (2015 год) талантливых мультфильмов - любимый мультфильм "Бумажки"(режиссер Алексей Миронов), веселый и развивающий.
Посмотрите - и всё у вас будет "бумажненько!"))


А этот выпуск 1980 года, но как актуален!)) Ералаш "Серега, выходи!"



Рассматривание подборок смешных иллюстраций

Например, таких художников, как


Виктор Чижиков:

Источник картинки


В.Д.. Румянцев:



Виктория Кирдий:

Целесообразно сделать коллекцию таких иллюстраций для рассматривания и составления историй по ним.

Театрализованные этюды, пантомимы, короткие юмористические сценки

Для юмористических сцен не нужно придумывать длинные истории с разучиванием текстов ролей - достаточно самый обычный фрагмент из жизни обыграть по - другому, например:

Сценка "Опять двойка!"



Праздники и развлечения
1 апреля - День Смеха, 
развлечения "В гостях у Смешариков", "КВН малышей." 

Продуктивная деятельность - лепка, аппликация, рисование
Темы - "Фантастическое животное"; "Так бывает или нет?", "Шутка", "Смешные рожицы", 
"Смешная история в картинках" (возможна совместная творческая работа группы детей на рулоне бумаги или ватмане), и т.п.

     Игры на развитие чувства юмора

Придумаем смешную сказку.
Положите перед ребенком карточки с изображениями различных животных и предметов рисунками вниз. Придумывайте и произносите вслух предложения, не заканчивая их – пусть малыш вытягивает наугад карточку и вставляет в место пропуска в вашем рассказе то слово, которое изображено на карточке. Например, вы говорите: «Однажды рано утром медвежонок вышел погулять и взял с собой …», а ребенок, вытянув карточку, на которой изображена ложка, добавляет: «Ложку». Вы: «Он долго-долго шел по лесу и вдруг увидел, что на дереве сидит…». Ребенок вытягивает карточку: «…лягушка». Таким образом, можно придумать длинную и смешную сказку, подняв настроение и себе, и своему малышу.

"Игра в карты - составь предложение" - для детей старшего дошкольного возраста (и начального школьного тоже будет интересно). Комичная ситуация возникает за счет случайного выбора и соответственно - нелепости сочетания несочетаемых понятий. Для игры нужно будет изготовить по 10-20 карточек, на которых с одной стороны будет написан вопрос (если дети еще не умеют читать, использовать пиктограммы), а с другой стороны - картинка-ответ на вопрос (член предложения).
       Вопросы - "колоды" карт :
Какой? (картинки - например, цвет, или пиктограммы - колючий, ласковый, унылый, веселый и т.д.)
Кто? Что? (картинки - мальчик, кот, диван, носок, воспитатель и т.д.);
Что делал? (здесь для нечитающих сложнее - но можно также использовать пиктограммы - картинки);
Когда происходило действие? (картинки - день, ночь и т.д., )
Где происходило действие? (картинки - лес, комната, и т.п.)
    Правило:   каждый игрок выбирает из каждой колоды по карте, составляет предложение.
Получаются нелепецы, которые повеселят ребят, например:
                          Веселый носок однажды ночью гулял в лесу. 
   И я!
Малыши любят играть в слова. Вас может повеселить такая игра. Взрослый что-то говорит,а дети отвечают “и я”. Взрослый: “Хочу мороженого”, дети : “и я”. Взрослый : “падают листья”, дети : “и я!”. Так рождается смех.

Угадай, кто ты?(или что ты?) - описание в этом блоге

"Чепуха" или "Бочка смеха"
Даже после небольшой улыбки в организме
 обязательно дохнет один маленький микроб.
Играющие садятся на лавочку или стульчики, стоящие в ряд. Выбирается ведущий. После выбора одного ведущего, он уходит за дверь. Первый ребёнок говорит второму любое слово (имя существительное), к примеру ФУТБОЛИСТ, второй запоминает это слово и говорит любое слово третьему, к примеру КУРИЦА. Третий запоминает слово, которое ему сказал второй и говорит любое слово четвёртому, к примеру ЯЙЦО, ну а четвёртый запоминает слово ЯЙЦО и говорит любое слово первому, к примеру БУЛКА.

Зовут ведущего. Ведущий задаёт любой вопрос, на который можно ответь существительным. К примеру: кем работает твоя мама? А первый говорит то слово, которое ему сказал последний (в нашем случае четвёртый) , то есть БУЛКОЙ. Ведущий задаёт вопрос второму: кто проверяет у тебя уроки? Ребёнок говорит то слово, которое ему сказали, то есть ФУТБОЛИСТ. Так ведущий проходит по всем игрокам. А после выбирает, у кого получилось смешнее. Тот человек и становится новым ведущим.

"Озвучь мультфильм (видеоролик)"
Включаем мультфильм, или специально подобранный видеоролик (например, проделки кота) выключаем звук, предлагаем детям озвучить его. Задача: озвучить так, чтобы получилось смешно.

Игра "Зал зеркал" 
 Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Дети становятся в круг, один ребенок (ведущий) в центре (выбор считалкой). Каждый ребенок в кругу - зеркало, все вместе - зал зеркал. Ведущий входит в круг, показывает смешные движения, мимику - остальные повторяют за ним. Задача ведущего - рассмешить "зеркала". Задача "зеркал" - не смеяться! Тот, кто засмеялся - выбывает из игры.

Дополнение от Ольги Астраханцевой, "Магия биологии"
Фразеологизмы и пословицы украшают речь образностью, являют собой коды ситуаций. Однако с ними можно весело играть. Если мы начинаем понимать фразеологизмы, идиомы, пословицы буквально, это может повеселить. И стать отличной идеей для творчества.

Когда берете высказывание для игры, то не спешите знакомить ребенка с его истинным значением. Самое главное, позвольте ребенку придумывать, пусть он выдвигает свои версии, помогайте их воплощать. А потом, расскажите, что же на самом деле скрывается за той или иной фразой. Это позволит ребенку навсегда запомнить значение, и он с удовольствием будет использовать обороты в своем лексиконе.

Это нехитрый способ снятия стресса и для взрослого и для ребенка - изобразить метафору по своему. Это может быть рисунок, фотография, скульптура, коллаж - все что угодно!


________________________________________________________________________________
Развивая у детей чувство юмора, необходимо научить ребенка отличать юмор от сарказма, пошлости,  насмешки. Объяснить это малышу наверное будет сложно, но дети очень тонко чувствуют эмоциональную реакцию близкого взрослого, поэтому нужно всегда определенно дать понять, что есть вещи, над которыми шутить и смеяться нельзя ни в коем случае, это, например, физические недостатки, такие как близорукость, особенности внешности.

Нельзя смеяться над искренними чувствами ребенка, которые он вам доверяет, также шутить над тем, что ребенок считает проблемой, хотя вы и знаете, что она не стоит переживаний.

Всегда можно найти поводы для добрых и милых шуток, научить этому ребенка, смеяться вместе от души. Это сближает взрослого с ребенком, учит ребенка легче переносить жизненные трудности, находя в них смешные стороны. Смех продлевает жизнь и делает ее более яркой!
    Буду признательна всем, кто сможет дополнить эту тему полезной информацией или рассказом из собственного опыта.
            Этот пост я отправляю в галерею "Азбука характера" - Ю. Чувство юмора:)

Галерея Азбука характера

При подготовке статьи использованы ресурсы:
http://www.deti-club.ru/doshkolnoe-obrazovanie-detskie-perevyortyshi
http://nashydetky.com/vospitanie-rebenka-2/kak-razvit-chuvstvo-yumora-u-rebenka
http://adalin.mospsy.ru/phorum/read.php?f=2&t=47&a=1
http://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/193030617/
http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-razvit-u-rebenka-chuvstvo-yumora/
http://3-years.ru/razvitie/chuvstvo-yumora.html
http://lopotun.ru/article/kak-razvit-u-malysha-chuvstvo-yumora

32 комментария:

  1. Ничего себе! А я и не знала,что и такая работа ведётся воспитателями)
    Моё убеждение - или чувство юмора есть, или его нет. Но чтобы развивать?
    Оля, а точно получается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно - вряд-ли, Ира. Судя по моей работе над собой с детства - не очень)) Но я - не детсадовский ребенок, а сама по себе росла.)
      А если серьезно - если можно развивать музыкальный слух, способность к рисованию, танцам и т.п. , то почему нельзя научить ребенка относится с юмором к какой - либо ситуации, понимать юмор? Понятно, что с юморотворчеством у всех по-разному, но и с пением и другими способностями тоже. А результаты - зависят от педагогов и родителей, главное не перестараться)
      А вот мне интересно, Ира, (это исследовательский интерес:) - у тебя дети обладают такой же искрометной способностью к юморотворчеству, как твоя?

      Удалить
    2. Оля, у меня и муж искромётный, кстати) Мы на этом с ним и сошлись - нам легко друг с другом. Сын может тонко пошутить, но искрить - нет. Дочка тоже, я бы сказала, не мастер. Они вообще другие. Если мы гиперкоммуникабельные, то они более закрытые. Вот такие яблочки от яблонек)

      Удалить
    3. Вот повезло вам!)) Да, с юмором легко - и конфликты всегда смехом можно погасить. Спасибо за рассказ о детях, Ира. Записываю - "по наследству не передается")

      Удалить
  2. Ольга Анатольевна, очень интересная статья. Конечно же юмор надо пытаться развивать, хотя-бы для того, что ребенок обладающий чувством юмора, гораздо легче обзаводится друзьями, заслуживает симпатию у ровесников, а вырастая легко находит общий язык с коллегами по работе. Много подборок интересных вы сделали, провели большую и драгоценную для воспитателей и неравнодушных родителей работу. Спасибо, обязательно воспользуюсь вашими советами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Сергеевна, очень рада, что материал пригодится для практической работы!) Спасибо Вам за внимание и понимание!))

      Удалить
  3. Очень интересная статья, Ольга! Вы знаете, мне кажется, в этом вопросе есть две стороны - умение шутить и умение понимать шутки. Умение шутить, остроумие - это, в большей степени, от рождения даётся. А вот умение понимать юмор, безусловно, можно и нужно развивать. Больше скажу, это одно из важных качеств воспитанного человека, по-моему И ещё важно понимать, что остроумие очень важно развивать в сочетании со вкусом и тактом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, думаю, что Вы совершенно правы! Во всяком случае умение понимать юмор и способность с юмором посмотреть на ситуацию или на себя в ней - очень облегчает жизнь. И по поводу вкуса и такта - тоже верно. Не зря говорят - "Скажи мне, над чем ты смеешься, и я скажу кто ты!"

      Удалить
  4. Очень интересный пост :) адекватно реагировать на шутки, этому нужно научиться. Не все дети это могут делать, а если еще и обратить внимание на темперамент.
    Ольга Анатольевна, Вы мне напомнили, о моем тренинге "Смехотерапия или смеяться разрешается" давным давно проводила его, нужно будет вспомнить его и провести :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, спасибо!) Буду ждать рассказ о Вашем тренинге - очень интересно!

      Удалить
  5. Оля, а вы болеете за вашу участницу от региона в конкурсе "Воспитатель года России"? Завтра определят десятку лучших, будет голосование)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, болеем конечно! Завтра будем за Анну Анатольевну голосовать!)) Очень хочется, чтобы вошла в десятку!

      Удалить
  6. Спасибо за такой интересный материал! Без чувства юмора нам ну никак нельзя....Покажу своим воспитателям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, рада, что Вам понравилась подборка!)

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо за очень интересный материал. Никогда не задумывалась о том, что чувство юмора можно развивать...Надо попрактиковать на племяннице) После прочтения поста и просмотра роликов настроение такое хорошее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Николаевна, здравствуйте! Как же я рада, что Ваше настроение улучшилось после прочтения поста!)) Обязательно попробуйте позаниматься с племянницей - главное, я думаю, систематично - и результат будет!))

      Удалить
  8. Спасибо, Ольга Анатольевна за полезный и своевременный материл. Очень тяжело общаться с людьми, у которых отсутствует чувство юмора. Развивать его нужно с детства.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, согласна с Вами, отсутствие юмора может стать проблемой в общении с таким человеком)

      Удалить
  9. Ольга Анатольевна, приветствую! Спасибо за замечательный пост! Столько полезного и важного.
    Чувство юмора - это признак интеллекта. Причем, не только когнитивного, но и эмоционального.
    Я обожаю книгу Усачева "Умная собачка Соня"))))
    Очень мне нравится рецепт бинокля от Сони - на то что ей нравилось, она смотрела в приближении (сосиски), а на то, что не нравилось, переворачивала бинокль, и смотрела в отдалении (на дворника))). С юмором, но как точно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, добрый вечер!) Спасибо за Ваше мнение и дополнение!) Я внесла в пост. Замечательная история про умную собачку Соню, читала - а вот не вспомнила. Спасибо большое!

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, не стала дожидаться Вашего поста о конкурсе блогеров 2015. Просто пришла поздравить с призовым местом! У Вас замечательный блог. Очень-очень рада за Вас! УРА!

      Удалить
    3. Ольга Александровна, спасибо огромное!)) Так приятно, что Вы за меня радуетесь!))) Иду писать свой пост об итогах конкурса)

      Удалить
  10. Класс! Читаю и радуюсь, что ещё одна буковка для "Азбуки характера" нашлась. Непростая тема на самом деле. Посмотрите, что происходит на эстраде, например: много стёба и мало юмора. Не мешало бы юмористов к вам в детсад отправить и поработать над развитием речи, поизучать литературные образцы.Спасибо огромное!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна, совершенно верно - непростая тема! Так случилось, что последние годы мне необходимо было время от времени погружаться в эту тему целенаправленно. И первое, что меня удивило, что с юмором (особенно во взрослой культуре) дела обстоят неважно - именно так: много стёба с претензией на юмор.
      Вам спасибо, что затеяли такой интересный проект - буду рада, если материалы этого поста пригодятся коллегам и родителям малышей!

      Удалить
  11. Замечательная статья и отличные рекомендации и игры, неозознанно их выполняем с ребенком всё время.
    Где-то прочла, что чувство юмора это один из признаков развитого социального интеллекта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо за положительную оценку статьи! Да, так и есть - чувство юмора помогает в общении)

      Удалить
  12. Здравствуйте, Ольга Анатольевна. Очень интересный пост. Адекватно реагировать на шутки многие дети не умеют (да и взрослые тоже). Приходится призадуматься, а стоит ли шутить.. Рассуждения детей: все смеются и я (да еще громче всех, чтобы обратили внимание)
    Спасибо за замечательную подборку игр, иллюстраций, этюдов. Все беру на заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Вы правы - с адекватностью бывают проблемы - что смешно многим, может быть совершенно не смешным для меньшинства, так бывает с нашей эстрадой, увы, да и в быту.
      Так что мы в ответе - чему мы учим (научим) детей - такое общество и получим в будущем.
      Очень рада, что материалы понравились, я потратила очень много времени и внимания на составление этой подборки.

      Удалить
  13. Доброй ночи, Ольга Анатольевна. :) Зачиталась! Отличная подборка и рекомендации! Верно здесь уже отметили, что юмор - это и отражение уровня развития социального интеллекта, и отношение к образу "Я". И то, и другое являются важными характеристиками личности. А потому есть основания говорить и о врождённости, и о приобретённом. К слову говоря, при обследовании детей в старшем дошкольном возрасте есть даже специальное задание на оценку того, понимает ли ребёнок юмор или нет, как показатель развития социального интеллекта. Я Вам очень благодарна за проделанную работу и щедрость! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, мне очень приятно, что моя работа оказалась востребованной - вдвойне - педагогом - психологом!)) На самом деле, когда писАла эту статью - училась у Оксаны Дмитриевны (Моя песочница) - вот уж кто умеет насыщать каждый пост полезной практической информацией!))

      Удалить
  14. Спасибо за интересную статью! Очень много у вас полезной информации, и все очень хорошо структурировано: небылицы, мультфильмы, иллюстрации, игры... Многое возьму себе на вооружение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Антонина!) Желаю Вам успешного применения информации на практике!))
      Заглянула в Ваш блог "В гостях у Весны" - очень симпатичный, творческий, буду заглядывать!)

      Удалить