суббота, 19 декабря 2015 г.

Экология для малышей

Декабрь - месяц Новогоднего настроения, подготовки к волшебному празднику, репетиций, творчества, но  при этом продолжается и образовательная работа с детьми. Последние две недели согласно Годовому плану учреждения педагоги провели открытые просмотры  образовательной деятельности  по экологическому воспитанию дошкольников. 
Все занятия прошли в увлекательной игровой форме. Малыши (дети 3-4 лет) отправились в гости к бабушке Наташе, чтобы познакомиться с её домашними питомцами - котенком и собачкой (использовались мягкие игрушки). Бабушка Наташа (воспитатель Лариса Васильевна Каркачева) в беседе с детьми подвела их к пониманию того, чем полезны эти животные для человека, чем они питаются, и как люди заботятся о своих питомцах.
Малыши рассказали о том, какие животные есть у них дома, как их зовут, а потом нарисовали для котенка Барсика друзей, чтобы ему не было скучно одному (рисование шерстки котенку прием "полусухая кисть).




В средней группе №7 (дети 4-5 лет) ребята знакомились со свойствами воды. Занятие провела воспитатель Фольц Галина Ильинична. Малыши вспомнили, где "живет" вода, кому и для чего нужна вода. Персонаж "Капелька воды"  помог малышам с помощью экспериментирования узнать, что вода текучая, её не удержать в ладошках, что вода ничем не пахнет, прозрачна и не имеет запаха. 

Если опустить ложку в сок или молоко - её не видно, а в воде - видно, значит вода прозрачная, - делают вывод малыши.


Следующий эксперимент  - попробовать воду на вкус  (стаканчики были заготовлены с растворенной в воде солью, сахаром, лимоном, с простой водой)


"А у меня - сладкая!")


Поговорили и о том, почему и как нужно беречь воду.

Татьяна Николаевна Горобец с детьми своей подготовительной к школе группы провела беседу о водоемах Кубани с опорой на презентацию "Голубое ожерелье Кубани"

Беседа началась с рассматривания глобуса, дети заметили, как много голубого цвета на модели Земли, значит, большую часть планеты занимает вода. Поговорили о том, какой бывает вода - чистой и грязной, соленой и пресной, для чего и кому нужна вода, а затем ребята превратились в маленькие частички воды  и движениями под музыку  показали, что происходит, когда вода превращается в лед (частички взялись крепко за руки и уснули), что происходит, когда вода начинает таять, нагреваться, испаряться (раскачиваются, бегают, подпрыгивают). Очень понравилась детям такая физминутка!
Благодаря презентации "Голубое ожерелье Кубани" дети получили общее представление о водоемах края, с удовольствием рассматривали фотографии.
Практически все ребята бывали на Черном море, многое могут рассказать о нем, а вот Азовское море посетили не все дети. Новой была для детей информация о реках и озерах края. Очень понравилось всем детям горное озеро с названием "Клумбочка" (презентацию можно посмотреть и скачать Здесь)

Дети старшей группы №10 вместе с педагогом Майей Алексеевной Райковой отправились в путешествие, чтобы помочь маленькому мамонтенку из мультфильма разобраться, что такое "исчезнувшие животные" и почему их больше нет на планете  Земля. Путь предстоял через море - и на волнах покачались, и, превратившись в дельфинов, весело ныряли под шум волн, и чайками стремительно летели над морем:

Встретили в пути морских коров - животных, которых уничтожило бездумное поведение человека. Ребятам было очень жаль, что больше нет таких интересных, огромных, добродушных животных.


Порассматривали изображения динозавров и других исчезнувших животных и выяснили - в чем же причины их исчезновения.



Поговорили о том, что и сейчас немало животных, существование которых под угрозой, в том числе и о заполярных моржах.


В занятие была включена игра "Узнай животное по голосу" (и актуализация имеющихся знаний, и развитие внимания, произвольности поведения). Если дети слышали голос дикого зверя, поднимали красную карточку, домашнего животного - зеленую карточку, если раздавался голос птицы - ничего не делали. Узнали всех животных и птиц, кроме индюка. (честно говоря, и я его не узнала:)

В заключение ребята дали обещание, что будут бережно относиться к природе и получили за активность на занятии медаль "юный натуралист".

Воспитатель Ковалик Надежда Ивановна с детьми подготовительной группы №5 провела занятие "Земля - наш общий дом"

Почему мы называем планету Земля нашим общим домом? Как должны вести себя соседи по дому? Как можно и нужно проявлять заботу о жителях планеты Земля? На эти вопросы дети искали ответы в ходе различных игровых ситуаций.
Так, в игре "топаем - хлопаем" детям были предложены различные ситуации. Задание "Если ты согласен с утверждением, хлопай в ладоши, если нет - топай!"

На фразу: "Если у тебя грязная машина, можно подъехать к реке и помыть её речной водой, течением грязь унесет!"  Дети начали топать. Но на вопрос воспитателя "Почему вы топаете?"
Ответили, что машина может утонуть, её может унести течением. Ни у кого первоначально не возникла мысль о том, что вода будет грязной в реке, это вредно для её обитателей.

Надежда Ивановна познакомила ребят с Красной книгой России по презентации, которую она составила. Объяснила ребятам, почему для обложки книги выбран красный цвет - потому что красный  цвет – это цвет опасности, этот цвет говорит нам – остановись! Нужно что-то делать, чтобы спасти вымирающих животных или исчезающие растения!
Книга постоянно изменяется, а все листы в ней разного цвета. Красные листы – если животных и растений осталось очень мало (менее двух тысяч) ; жёлтые – если вид быстро уменьшается, сокращается; белые – вид животных обитает только в одном единственном месте на планете; зелёные – если численность вида восстановлена, т. е. люди помогли их спасти от полного исчезновения. 


В заключение занятия ребята сообща создали портрет нашего общего дома - Земли с её жителями (вот только сейчас подумала, что человека-то мы забыли поселить на Землю...)








Думаю, что всем детям запомнятся эти занятия и игры, а целенаправленная воспитательная работа взрослых - педагогов, родителей, со временем сформирует у детей экологическое, доброе и разумное отношение к природе.


32 комментария:

  1. как здорово!!!!! повезло ребяткам с таким садиком)) у наверное такое тоже есть но в садах частного сектора, а в бюджетных воспитателям не до этого((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо, Камилла!)) в России в дошкольном образовании сейчас хорошие перемены, вот только количество детей в группах зашкаливает, тяжело работать...

      Удалить
    2. Камилла, так ведь это и есть самый что ни на есть бюджетный детский сад :)

      Удалить
    3. Алла Анатольевна, Камилла живет в Узбекистане)

      Удалить
  2. Все таки наши воспитатели молодцы. Хоть они порой и тяжелы на подъем, но результат мне нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, конечно молодцы) очень творческие.

      Удалить
  3. Открытые просмотры НОД дают отличный результат, как для самого педагога, так и для посещающих просмотры. Каждый может проанализировать свою деятельность, приобрести опыт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Виктория Александровна, это хороший опыт публичного выступления, переоценки своих возможностей. Как правило, мы снимаем еще и видео, чтобы педагог мог сам проанализировать свою работу - как методику, так и собственную речь, активность детей.

      Удалить
  4. Ну всё, с ненецкими моржами теперь всё будет в порядке)

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Какие интересные и нужные мероприятия провели Ваши коллеги! Здорово, что используются доступные всем материалы. Больше всего понравилось занятие Галины Ильиничны!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Александровна! Спасибо!)
      Занятие Галины Ильиничны почти полностью построено было на экспериментировании - один из наиболее успешных способов получения знаний детьми)

      Удалить
  6. Ольга Анатольевна, очень интересные занятия провели ваши воспитатели. Дети узнали много нового, но думаю, что и воспитатели в процессе подготовки немало узнали. Открытые просмотры очень нужны в садах. Мы тоже используем эту форму работы. Еще у нас бывают взаимопосещения, когда воспитатели ходят друг к другу по собственному выбору не только на занятия, но и на режимные моменты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, именно так: пока готовишься к занятию, и сам много нового для себя узнаешь!)
      Ваш опыт взаимопосещения - очень интересно! Спасибо, что поделились!)
      У нас такая форма взаимодействия в основном для молодых специалистов действует.

      Удалить
  7. Добрый вечер, Ольга Анатольевна!
    Внимательно прочитала пост и рассмотрела фотографии. Какие же малыши в младших группах малипусенькие (сравниваю со своими четвероклассниками)! Мне очень понравились все занятия, особенно с тётей Наташей и с изучением свойств воды!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна! Я и сама в младшие группы захожу и умиляюсь - такие они забавные, щечки пухленькие, так и хочется каждого обнять, приласкать!)
      Спасибо за добрый отзыв, передам коллегам!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!Очень интересно было подсмотреть чужие изюминки. Хорошо, что в группах есть интерактивные доски. Понравилась идея с окраской страниц в Красной книге. А она у вас есть в натуральном виде или только в презентации? Спасибо, что поделились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Спасибо за внимание!
      Интерактивные доски только в 3 группах пока, 2 из них - в логопедических, так что открытые просмотры (там, где была нужна доска) проводили в одном помещении.
      К сожалению, Красной книги в наличии нет, сейчас планируем закупку литературы по экологии, в том числе и Красную книгу.

      Удалить
  9. Очень интересные занятия, Ольга Анатольевна! Захотелось на них побывать. Я тоже считаю, что открытые занятия продуктивны, хорошо знать свою зону роста))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Валерьевна! Всё верно, и свою зону роста - тем кто проводит, и какие-то изюминки в методике - тем кто смотрит.

      Удалить
  10. Добрый вечер, Ольга Анатольевна!
    Огромное спасибо за рассказ! Было интересно посмотреть на занятия по таким знакомым темам, но для малышей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Специфика занятий для дошкольников - дать основы представлений об окружающем мире и взаимосвязях в нем в игровой форме,на доступном для понимания детей уровне и при этом представления эти должны быть достоверными. Задача не очень простая, но выполнимая)

      Удалить
  11. Открытые мероприятия - это хорошее подспорье для самообразования. Спасибо, Ольга Анатольевна, что поделились рассказами об интересных и разноплановых меропритиях. Интересно знать, чем "дышат" ДОУ в рамках ФГОС

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вам спасибо за внимание к дошкольному образованию. План на год - очень насыщенный, каждый год отрабатываются методики, по которым воспитатели испытывают трудности, а задачи в Программе дошкольного образования стоят- их надо выполнять.Иногда это достаточно "узкие" темы - с января начинаем работать над темой "Оптимизация форм работы по знакомству дошкольников с архитектурой", т.к. в методической литературе почти ничего нет (именно для дошколят)

      Удалить
  12. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Подобные мероприятия не только для детей полезны, но и для самих педагогов. Благодарю, что предоставили возможность взглянуть одним глазком на жизнь Вашего ДОУ. Все педагоги такие молодцы, столько приемов и методов было использовано. Оборудование у Вас современное, у нас одна переносная мультимедийная установка, и то такая древняя, от перегрева в любой момент может отключиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
      Рада, что Вам понравились занятия!) Современное оборудование появилось буквально в конце ноября, а так тоже с проектором и переносным экраном из группу в группу ходили. Самый большой минус в такой системе (кроме неудобств -перенеси, установи, настрой), это то, что нужно постоянно следить, чтобы луч не попадал детям в глаза, да и изображение в солнечный день оставляет желать лучшего.

      Удалить
  13. Ольга Анатольевна, хотя порой открытые занятия и добавляют нам, воспитателям, волнений и тревог, но результат того стоит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Алла Анатольевна, некоторые педагоги очень переживают, при этом с опытом открытых мероприятий становятся увереннее!

      Удалить
  14. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Поддерживаю Ваших воспитателей и радуюсь за их умение рассказать деткам так интересно. Любое открытое мероприятие требует сил, времени и нервов, но детки ответят за эти труды своим вниманием и отличным усвоением материала, потому как он был сделан с любовью и творческим подходом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Спасибо - дошкольники прекрасно понимают друг друга))

      Удалить
  15. Невероятно полезные и интересные занятия! Для себя отметила то, чем мы с детками пока не занимались, буду вносить в свой личный план. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, рада, что нашли для себя полезную информацию в этих занятиях!)

      Удалить