понедельник, 28 марта 2016 г.

Золотые купола Краснодара

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!

В этом сообщении я продолжаю тему ознакомления дошкольников с архитектурой и  представляю вашему вниманию обзор открытых занятий в подготовительной к школе группе, в младшей и  средней группах.

Занятие в подготовительной к школе группе было посвящено знакомству детей с храмовой архитектурой нашего города. 


Подготовила и провела занятие "Золотые купола Краснодара" молодой воспитатель Лабутина Екатерина Рамазановна.

В начале занятия дети с помощью презентации вспомниликакие бывают архитектурные сооружения (в зависимости от назначения постройки), а затем педагог познакомила ребят с храмовыми постройками г. Краснодара.
Я и не предполагала, как много в городе красивых храмов! 
Ребята рассмотрели храмыопределили, что общего в конструкции храмовпосмотрели как строится храм на примере храма Рождества Христова в Юбилейном микрорайонег. Краснодара  Затем была проведена динамическая пауза "Строим храм" (прошу прощения за эти жуткие шнуры от интерактивной доски, понимаю, что нужно с ними что-то делать в сторону эстетики, но что- пока не нашли вариант)
Сюрпризный момент - оказывается, что дети и "в самом делепостроили храм! Под тканью оказался макет храмаизготовленный воспитателем Екатериной Рамазановной.



С помощью макета дети еще раз рассмотрели конструкцию храма, а затем педагог рассказала детямкакой формы бывают купола у храмашлемовиднойяйцевиднойлуковичной.
 Форма луковицы символизирует пламя свечиРебята узнали, что в основном у православных храмов в России купола имеют форму луковицы.

/"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся», - высказывание князя Евгения Николаевича Трубецкого/

В заключение каждый из ребят попробовал себя в роли архитектора - нарисовал проект своего храма:





Когда все ребята закончили рисовать, была организована выставка работ, каждый "архитектор" имел возможность рассказать о своей работе.





Творчество ребят было вознаграждено- еще один сюрпризный моменткупол с макета храма снимаетсявнутри - угощение - конфеты в форме куполов.




Традиционно - фото на память:)




Занятие в средней группе "Домики в сказочной стране" подготовила и провела воспитатель Наталья Александровна Дадочкина.

Дети рассмотрели фотографии знакомых построек - жилые домахрамыспортивные сооружения и т.д.
А затем отправились в путешествие по сказкам - первый сказочный домик 
обнаружился в сказке "Теремок"
Ребята пришли на помощь жителям теремка и незадачливому Мишке, построили новый теремок:

Большой интерес вызвал у ребят домик на курьих ножкахЧтобы ножки у избушки 
не замерзалиребята "связали" для куриных ножек носочки.


Помогли ребята и трем поросятам  построили новый красивый и прочный дом:


В заключение сказочного путешествия дети "расколдовалидомики по просьбе 
Золушки:


Вот какие домики получились у ребят из чайников. башмаков и т.д.:



                                      С детьми младшего возраста (3-4 года) игровое занятие 
"Дом, в котором мы живем"
провела воспитатель Наталья Михайловна Якимова

Занятие начинается с веселой хороводной игры, объединяющей ребят:
Самые разнообразные формы работы, включая экспериментирование со строительными материалами, использует воспитатель в повторении и закреплении у детей первых знаний об архитектуре. Так,  опытным путем выбирают, из какого же материала будет самый прочный дом. Если трава и веточки разлетаются от дуновения, то кирпич с места не двигается! А еще можно посмотреть - как материалы защищают от влаги: малыши поливают из лейки и наблюдают, что происходит? Как быстро высыхают строительные материалы? Им очень интересно!
А теперь нужно вспомнить свой собственный дом - как он выглядит? (родители принесли фотографии домов, в которых живут дети, а также фотографию ребенка) 
Заданиеподобрать  к своей фотографии фотографию дома, в котором ты живешь. Непростая задача.



Как же проверить - правильный ли выбор? Если ребенок выбрал правильную пару "моя фотография"-"мой дом", на обороте фотографий будут одинаковые фигуры, например, красные треугольники. В основном все малыши справились с заданием успешно!
Наталья Михайловна еще раз напоминает детям - какими бывают дома (маленькими и высокими, многоэтажными), что в каждом доме обязательно есть дверь, чтобы войти в дом и окошки, чтобы дома было светло, крыша, чтобы укрыться от дождя, жары и холода. Малыши запоминают, сейчас эти знания им пригодятся, чтобы отправиться на стройку к Незнайке, он там всё перепутал, требуется помощь знатоков.

Дети помогают Незнайке "отремонтироватьдомики - выполняют аппликацию недостающих элементов (всё как положено - на стройке следует находиться в защитной каске!:)

За активность и старательность малыши получают от Незнайки раскраски домиков. Фото на фоне работ, которые сделали родители с детьми на выставку.

Подобные открытые формы игровой образовательной деятельности с детьми помогают педагогам с одной стороны, раскрыть свой творческий потенциал, с другой - привлечь внимание педагогов, присутствующих на таких просмотрах,  к новым методам и приемам, "изюминкам" в работе с детьми по ознакомлению дошкольников с архитектурой и развитию детского творчества на материале этой темы.

Еще сообщения в блоге по этой теме читаем здесь: 
 "Детям о застывшей музыке архитектуры"
"От избушки на курьих ножках до спортивных стадионов"

25 комментариев:

  1. Спасибо, Ольга Анатольевна. Очень интересные занятия. Какие симпатичные домики получились у ребят средней группы! Очень понравилось занятие в младшей группе, особенно фотографии родителей своих домов. Вообще тема архитектуры сложна для ребят. Мы знакомим их с архитектурой города еще и на экскурсиях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Викторовна, спасибо! Вы правы по поводу сложности темы (на мой взгляд, сложность больше для педагогов), поэтому и взяли в качестве годовой задачи - обогатить методически этот раздел работы.
      Экскурсии - это прекрасно, но мы не вывозим детей в целях безопасности, только по району и то недалеко гуляем.

      Удалить
    2. Жаль. Картинки картинками, но натра есть натура.
      Мы ходим пешком в кремль, смотрим старые купеческие дома, резные наличники, новые современные дома, административные здания,церковную архитектуру, здания культуры (дворцы спорта и дворцы культуры, кинотеатры). В окружении нашего садика есть все в пределах пешей экскурсии.

      Удалить
    3. Елена Викторовна, это просто подарок, что всё рядом, вашим ребятишкам повезло. У нас микрорайон современный, определенное разнообразие в пределах досягаемости есть, но более интересные объекты (храм, часовня, крупный спорткомплекс находятся через оживленную трассу, поэтому не доходим туда).
      Но ребятишки гуляют с родителями по городу, город знают, узнают строения. Сейчас разрабатываем рекомендации по маршрутам экскурсий с детьми для родителей

      Удалить
  2. Боже, какие все умнички - и педагоги и ребятишки!!! Ольга Анатольевна, спасибо, что поделились интересной и полезной информацией. Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А еще хотела написать: мне недавно анонм написал в блоге, вернее, задал вопрос: согла бы я с 25 детьми провести занятие? На что ответ очевиден, что образовательная деятельность по образовательным стандартам проводится по подгруппам, и я одназначно проводила бы занятия по подгруппам. Что мы и видим из Вашего отчета, если верить Вашему наполнению групп в 35-50 человек...

      Удалить
    2. Пишу с планшета, прошу прощения за описки.

      Удалить
    3. Жанна Витальевна, спасибо за добрый отзыв о занятиях.
      У нас в учреждении в младших группах работают одновременно 2 воспитателя и помощник воспитателя, а в остальных дошкольных - воспитатель и помощник воспитателя, поэтому стремимся занятия проводить по подгруппам, если конечно, не начнут коллеги уходить на больничный, тогда тяжело работать.
      Цель представленных занятий - показать методику работы с детьми по данной теме, здесь конечно детей и для подгруппы очень оптимистично мало (в повседневной работе это от 13 до 20 человек в подгруппе, увы:( Несомненно, можно и здесь находить выход и проводить занятие со сдвигом во времени, с меньшим числом детей. Работать в "обычном" ДОО сейчас очень непросто, но мы работаем.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Какие замечательные занятия: основаны на сюрпризе, что особенно любят малыши.
    Меня еще заинтересовал пейзаж за окном - зеленые листочки. Ой, как же мне и хочется их видеть за окном!!! Может, одолжите немножко? )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! Да, в основе образовательной деятельности с детьми - игра, сюрпризы, положительные эмоции!
      С удовольствием поделимся с Вами нашим теплом и зеленью - приезжайте!))

      Удалить
    2. Спасибо! Если б была такая возможность, всё лето жила бы на юге!

      Удалить
  4. Сколько познавательной информации о храмовой архитектуре! Да и побыть архитекторами смогли ребятишки всех возрастов. Домики из сапожков,варежек, чайников очень приглянулись..)))

    ОтветитьУдалить
  5. Ольга Анатольевна, понравилось занятие коллеги :)интересный обзор золотых куполов, интеграция областей, физминутка наверное авторская?:)
    Приятно видеть методически грамотно построенную образовательную деятельность с детьми разного возраста, а сюрпризный момент обязательно оставит яркое впечатление в памяти ребятишек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, рада, что занятие понравилось!) Физминутка - микс, строчки "мы с друзьями строим храм, помогают люди нам, мы кирпичики кладем: выше, выше Божий дом" - заимствованы из интернета, "славно спорятся дела, вот какие купола" - придумали сами, а заключительные строки - из стихотворения С.Есенина)
      Спасибо, Екатерина Рамазановна очень творческая личность - умеет придумывать сюрпризы!

      Удалить
  6. Прекрасные занятия, а сколько познавательных задач решается в ходе их проведения. Я что-то не припомню, чтобы кто-то из знакомых делился впечатлениями о подобных занятиях в других ДОУ. Браво, Ольга Анатольевна, Вашим коллегам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, очень приятно, спасибо! Передам коллегам Ваш отзыв!)) Насчет других ДОО - дошкольники творческий народ, очень интересно проходят городские методические мероприятия и конкурс воспитатель года, в частности.

      Удалить
  7. Оля, шикарно!
    Но, скажу я тебе, из этого поста надо было сделать 3 - это было бы справедливо к педагогам,которые так славно поработали)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо!) Вот - есть смысл рассказывать о своей работе, и коллегам будет приятно почитать хорошие отзывы об их работе)

      Удалить
  8. Сюрпризные конфетки в форме куполов- а ведь правда!) Всегда интересно находить неожиданные изюминки в работе коллег) Понравились носочки для избушки на курьих ножках и сказочные домики из чайников. Вспоминаю из собственного опыта, как потом, после придумывания и проведения занятий по новым проектам, постоянно натыкаешься на новые идеи, вдогонку. Это замечательно, что проекты живут и развиваются. Идеи ваших педагогов пригодятся в мою копилочку- пора делать пост про архитектуру для детей) Спасибо!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана Дмитриевна!) Я очень рада, что Вам пригодятся хотя бы некоторые наши идеи!) Носочки для избушки на курьих ножках - моя неожиданная идея,которая и меня порадовала!))

      Удалить
  9. Сапожки для избушки на курьих ножках - какая прелесть! Ольга Анатольевна, какие замечательные педагоги работают с Вами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга!)) Педагоги и правда замечательные!)
      Позаботиться о куриных ножках (связать носочки) подсказала я педагогу, и не стала бы говорить об этом, но чувствую, что фантазия "плетется" дальше на эту тему, возможно - в направлении анимации))

      Удалить
  10. Какие невероятно интересные занятия, главное, что все разные, и столько интересных игр и задумок. Сказочные дома - огромный простор для творчества, сейчас читала и подумала, что в сказках очень много про них рассказано)))), есть же и Заюшкина избушка, и Руковичка, и... В общем, нужно мне все же продумать эту тему. Спасибо за рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это действительно так, в сказках очень много разной непредсказуемой архитектуры) Аня, я думаю Вашим малышам будет очень интересно исследовать или придумать сказочные домики! Буду ждать репортажа)

      Удалить