вторник, 6 сентября 2016 г.

"Мир открытий" с Бурениной Анной Иосифовной и Лыковой Ириной Александровной.

На фото вверху слева направо Лыкова И.А., Буренина А.И.,
заведующий МБДОУ №181 Карлаш С.И.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Новый учебный год по традиции всегда начинается творческими встречами педагогов, семинарами, мастер-классами. Эти мероприятия помогают настроиться на работу после летнего отдыха, вдохновиться идеями коллег. 
В этом году, благодаря руководителю МБДОУ МО г. Краснодар "Центр - детский сад №181 " Карлаш Светлане Ильиничне, специалистам отдела анализа и поддержки дошкольного образования Курашиновой Симе Гаруновне, Кабановой Надежде Михайловне, 5 и 6 сентября состоялась  II Межрегиональная конференция-семинар "Стандарты современного образования - путь в будущее". 
Тема: "Ценностные ориентиры развития дошкольного образования: от славных традиций в детском саду сегодня к великой России завтра". 

Лыкова
Ирина Александровна
Конференция - семинар проводилась очень известными, уважаемыми и любимыми педагогами - дошкольниками корифеями дошкольного образования - Лыковой Ириной Александровной и Бурениной Анной Иосифовной. 
Лыкова Ирина Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования,главный редактор Издательского дома «Цветной мир», автор парциальных программ: «Цветные ладошки» (ИЗО; используется в 30 тысячах детских садов России, Беларуси, Украины, Эстонии, Узбекистана), «Умелые ручки» (художественный труд), «Умные пальчики» (конструирование), «Мир Без Опасности» (ОБЖ), «Цветной мир» (допобразование).
Входит в авторский коллектив комплексных программ «Мир открытий», «Тропинки», «Истоки», «На пороге ученичества», «Теремок» (развитие детей раннего возраста).
Автор более ста методических пособий и пятисот книг и художественных альбомов для детей.
Более подробно с перечисленными материалами можно познакомиться на сайте Издательского дома "Цветной мир".


Буренина
Анна Иосифовна
Буренина Анна Иосифовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования, главный редактор журнала «Музыкальная палитра», президент Фонда «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», автор популярной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика», ведущая семинаров для музыкальных руководителей детских садов по вопросам музыкально-ритмического воспитания детей.

Ирина Александровна Лыкова и Анна Иосифовна Буренина являются соавторами и научными редакторами новой комплексной образовательной программы дошкольного образования "Мир открытий", которая вышла в 2016 г. в издательстве Издательский дом "Цветной мир" и была представлена авторами на конференции.

 В научно - методический совет программы "Мир открытий" вошли д.п.н. Петерсон Л.Г., научный руководитель; д.п.н. Рыжова Н.А., научный редактор; к. филоло.н. Бережнова О.В. Автором раздела "Развитие речи" Является Ушакова Оксана Семеновна. Эти фамилии хорошо знакомы педагогам-дошкольникам, их труды проверены десятилетиями на практике, показывают хорошую результативность.
Программа полностью методически обеспечена как книгами для педагога (перспективы, конспекты обр. ситуаций), так и диагностическими материалами.


Электронная версия программы представлена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО
Мне понравился эпиграф к введению, слова К.Э. Циолковского: 
"Сначала я открывал истины, известные многим,
затем стал открывать истины, известные некоторым,
и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные".
"Миссия Программы –
ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:
• окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в
процессе совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности (игровой,
коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.);
• способов преодоления затруднений в собственной деятельности, путей
решения задач и проблем (в соответствии с возрастом);
ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:
• эффективных инструментов развития ребенка, обеспечивающих
условия для его саморазвития и успешной самореализации;
• новых векторов и горизонтов личностного и профессионального роста;
ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:
• возможностей более глубокого понимания своих детей, осознанного
участия в их образовании;
• новых смыслов и возможностей в повышении родительской
компетентности.
В центре Программы – современный ребенок. Он не такой, каким был
его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что
изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а
потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный
мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду.
Концептуальные идеи Программы разработаны с учетом особенностей
«детей нового времени» и связаны с образовательной парадигмой,
направленной на создание условий для развития личности, присвоения
культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире"( выдержка из целевого раздела программы).
      Собственно, этим важным направлениям и была посвящена конференция и семинары. Нашлось время и для обсуждения трудностей в профессиональной деятельности, вариантов их преодоления, и мастер-классам, шуткам и общению. Об этом - мой дальнейший фоторепортаж и небольшой рассказ.

   В первую половину дня 5 сентября Ирина Александровна и Анна Иосифовна уделили большое внимание личности современного педагога, тому, какими базовыми компетенциями должен педагог обладать. В первую очередь, это:
1. правовая (знание нормативных документов международного уровня, уровня РФ;регионального и муниципального уровней);
2.общекультурная;
3. речевая компетенция.  Как профилактику профессионального упрощения речи ввиду постоянного общения с детьми, Анна Иосифовна назвала  регулярное чтение художественной литературы;
4. знание физиологии, особенностей физического развития, психологии ребенка;
5. ИКТ - компетенции.

Как будто прописные истины, но более чем актуальны!
Небольшой фрагмент видео - приветствия и обозначения ведущими  "поля проблемы"



Когда участников попросили поделиться, какие трудности мы испытываем в работе, 
первое - это единогласный "стон", как точно выразилась Анна Иосиффовна по поводу многочисленности детей в  группах. Переводя этот факт из рамки проблемы в рамку задачи, решение есть и практикуется - одновременная работа 2 воспитателей и няни.
Далее - сложности общения с родителями, и - "дети стали другими". 
Мои личные размышления: "какими?" - это "цифровое" поколение, и нам от них отстать сейчас в икт -компетенциях будет означать, что лет через...5 (или меньше?) они нас будут считать безнадежными "диназаврами" и мы перестанем понимать друг друга. 
Еще - к огромному сожалению, многие дети не любят книги, чтение, это тоже факт. А без способности слушать, воспринимать и понимать текст в дошкольном возрасте, ребенок, который выучил буквы и научился читать будет испытывать трудности в осмыслении текста, какое тут качество образования будет и передачи культурных ценностей!
       Ирина Александровна провела с нами блиц-игру-тренинг по поводу преодоления трудностей: нужно было на листе бумаги изобразить свободно текущий ручей, затем представить, что на пути у ручья появилась преграда - огромный камень. Что может произойти? Если ручей слабый, образуется болото, в другом случае, возможно, что вода (а ручей - это сам автор рисунка) обойдет камень, или просочится под  него, или по принципу "вода камень точит" постепенно его разрушит и продолжит свой путь. А если ручей сильный, он может перескочить через камень, или вообще сдвинуть его со своего пути.  Т.е., встречаясь с трудностями, нужно понимать, что есть варианты решений, уметь их находить. Но вывод понятен - нужно наращивать собственные ресурсы.


Так что, уважаемые коллеги, выход у нас один - всегда заботиться о своем здоровье, чтобы быть энергичными, постоянно находиться в состоянии развития, самообразования, повышать свои базовые компетенции, учиться самоорганизации, управлению собственным временем (к стати - как этому научиться, можно почитать в этой книге).  

      После перерыва и кофе- паузы (СПАСИБО БОЛЬШОЕ за заботу  Светлане Ильиничне Карлаш, заведующему МБДОУ №181, на базе которого прошло мероприятие) 
участники разделились на две секции, которые работали в разных помещениях. С Анной Иосифовной Бурениной - в основном музыкальные руководители, все остальные (и я в том числе) отправились на авторский семинар Лыковой Ирины Александровны "Новые подходы к организации конструирования в дошкольном образовании: реализуем ФГОС ДО", на котором была представлена парциальная программа Лыковой И.А. "Умные пальчики: конструирование в детском саду". 
Ирина Александровна дает понятие конструирования как творческой деятельности взрослого и ребенка, суть которой - создание осмысленного целого из элементов универсальными способами. 
Конструирование - универсальная умственная способность человека ( поскольку начиная что-то конструировать, у человека в уме уже есть образ того, что он хочет сделать, и как, в какой последовательности сделает это, есть разные варианты) А ребенку нужно передать эти знания, обогатить  его сенсорный и эмоциональный опыт, прежде чем непосредственно начать заниматься с ним конструированием.
Программа представлена была необычно - минимум теории, серия мастер-классов по технологии "цветные ладошки", системе художественно -дидактических игр  "живая линия", модульной технике, множество интереснейших приемов, развивающих воображение детей. Вот к примеру, нижний  снимок - результат "создания" мной (и всеми) подзорной трубы из листка бумаги:) А что может ребенок увидеть в подзорную трубу?  корабль в море, орла в небе, и т.д. А может быть это не подзорная труба а микроскоп! И тогда - разных букашек, микробов, и т.п. Увидел - и придумал, из чего и каким способом это можно сконструировать.



Для создания у ребенка образа существует определенная последовательность (например, стихии огня) 
Сначала - актуализация знаний ребенка, или новая информация: огонь - нужен человеку? Когда впервые человек столкнулся с огнем? Как его приручил? Где живет огонь? Какие профессии связаны с мирным огнем?
Огонь может быть опасным? Когда он опасен? и т.д. Все беседы сопровождаются наглядностью, наблюдениями.
Затем - насыщение художественными образами - сказки про огонь, произведения живописи, музыки, пластика огня, например,  в танце.
Только когда у ребенка сформируется образ на познавательном, эстетическом и эмоциональном уровне, возникнет свое личностное "сокровенное" отношение к этому образу, только тогда художественно - творческая конструктивная деятельность будет действительно плодотворной.



Одним из важных приемов является создание ассоциативного поля образа, при этом Лыкова И.А. указывает на то, что эту работу можно проводить ситуативно, в режимных моментах, на прогулке и т.д. Так, создавая образ белого и желтого шарика, можно подозвать детей в одежде такого цвета и предложить всем детям назвать, а что бывает такого цвета?


В таком ключе мы работали и на второй день.
Совершенно простыми материалами, зная "КАК" можно решать огромный диапазон задач, связанный с художественно - творческим развитием ребенка. И это Ирина Александровна продемонстрировала на примере дидактических игр.
Например, ребенок не просто выкладывает из одного и того же набора плоских  цветных геометрических фигур всевозможные композиции (натюрморт, пейзаж, портрет персонажа и т.д.), но под руководством взрослого взаимодействует с ними: например, выложил портрет - подмигни своему персонажу, а теперь он тебе подмигнет (нужно придумать, что изменить?), улыбнулся, показал язык и т.п. А теперь - пусть персонажи рядом сидящих детей посмотрят друг на друга, подружатся, или рассердятся. Но перед этим - покажите это на взаимодействии самих детей (на фото ниже Ирина Александровна для этой цели пригласила Ольгу Николаевну Бережную, МБДОУ №208), а на нижнем снимке "решили познакомиться" мой персонаж и Татьяны Владимировны Переясловой, моей коллеги:)


Внимание в программе уделено и народной культуре, древней символике, несущей духовный потенциал. Так, например, ромб - символ земли ( в плане земля - кормилица, земля - дом) Какой она бывает по цвету? Каждый ребенок выбирает свой цвет - в технике оригами (используем универсальные, известные техники) складывает ромб, а затем все дети соединяют элементы в единое целое (взаимодействие, социализация). Очень красиво получается!


На столах у нас был полный творческий беспорядок! А кое-кто расположился прямо на полу, как это делают дети.
Еще один благодатный для творчества материал - фольга. Уже не буду подробно останавливаться, просто предлагаю посмотреть, что можно сделать буквально за 1-2 минуты - и элементы костюма, и сосульки, и осьминога, воздушный полый шар, человечков, комету и т.д.
Так получилось, что на конференцию - семинар пришли мои друзья блогеры Свиридова Виктория Александровна (блог "Адвокат детской души") и Бережная Ольга Николаевна (блог "Страна детства"), + моя коллега и тоже блогер, наша звездочка Татьяна Владимировна Переяслова (блог "Чудеса рядом"), так что у нас был свой очень творческий дружный микро-коллектив, и поучились и пообщались с удовольствием. На снимках, уважаемые читатели блога, вы увидите наши (и других участников) "продукты творчества":)
Как вам такая туфелька хрустальная? (одна из участниц придумала):


Только что изготовленные человечки - олимпийцы сразу стали объектом нашей фото-сессии:


А это Огневушка - поскакушка из сказки (раньше это был огонь вверх -ногами:), и шлем богатырский  - в 2 секунды


Ну а здесь: кто как себя чувствует - девушка справа вверху русская красавица в короне,
а слева...это я:)


Рыбка Виктории Александровны Свиридовой:


Нам было очень интересно и весело принимать участие в мастер-классах, как же будет интересно детям! Просто влюбилась в эту программу. Закупила 1 комплект с  учебно - методическими пособиями по возрастам, будем изучать с педагогами в своем учреждении и внедрять в практику работы в перспективе. Огромное спасибо за талант и огромный труд автору  - Ирине Александровне Лыковой! 
Фото на память по традиции:


Остается резюмировать, что мероприятия такого уровня - с участием (под руководством) авторов программ, пожалуй, наилучшим образом создают у педагогов положительную мотивацию, вдохновляют осваивать новые технологии, повышать качество дошкольного образования в отдельно взятом детском саду, группе детей. А вы как считаете, уважаемые читатели
Надеюсь, что мои друзья - блогеры также в ближайшее время поделятся своими впечатлениями о мероприятии.

При составлении текста использованы сведения из источников:
 http://www.labirint.ru/authors/12354/
http://anichkov.edu.ru/nashi-spetsialisty

30 комментариев:

  1. Интересная программа, Ольга Анатольевна! С удовольствием присоединилась виртуально к такой увлекательной встрече увлеченных педагогов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что информация Вам интересна, Анна Анатольевна!

      Удалить
  2. Очень приятно бывать на таких практических встречах- и поучиться можно новому и настроиться на творчество)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, даже если это целый день с утра до вечера, творчество и познание нового вдохновляет)

      Удалить
  3. Ольга Анатольевна, добрый день!
    На сайте Виктории Александровны я прочитала про этот мастер-класс, а потом перешла к Вам, "дочитала" еще другие факты. Я просто в восторге! Всегда жалею, что не могу сама посетить такие мероприятия, а ведь столькому надо научиться, чтобы быть мамой, да и вообще в работе пригодится.
    Спасибо Вам огромное, что поделились!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Светлана Николаевна!Приятно, что удалось хотя бы частично передать атмосферу мероприятия, особенно вдохновляет работа в команде)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Какое отличное начало учебного года! С огромным интересом познакомилась с работой семинара. Люблю такие мероприятия - активные и творческие, которые дают новые идеи для работы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!Не сомневалась, что наши интересы совпадают))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Уже прочитала статью в блоге Виктории Александровны об этом мероприятии. Здорово, интересно, познавательно, творчески)

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Люблю такие мероприятия, где авторы представляют свои программы.Каждый с таким азартом раскрывает свой раздел и кажется, что лучше и быть не может. А потом спускаешься с небес на землю и понимаешь, что не все так хорошо и доступно. Но в любом случае заряд для творчества получаешь огромный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анстольевна! Думаю, что любая программа на практике может вызывать какие-то трудности в реализации.Программы Лыковой И.А. нравятся еще и метод.обеспечением- конспекты занятий замечательные просто.

      Удалить
  7. Восхитительно! С удовольствием принимала, сидя перед экраном, участие в мероприятии. Как интересно представлен Огонь))) Супер!!! Спасибо за информацию, видео-сюжеты

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Ирина Александровна Лыкова очень творческий человек, у нее столько находок и придумок!) рада, что информация оказалась для Вас интересной!😊

      Удалить
  8. Ойеей, какие Вы везунчики!!! Тоже бы хотелось побывать на этом мероприятии. Знакома с программой"Цветные ладошки", работаем по ней.

    ОтветитьУдалить
  9. Как вам повезло! Интересное мероприятие. Мы тоже знакомы с программой "Цветные ладошки". А на курсы Бурениной А.И. ходили наши музыкальный руководитель и инструктор по ФК. Им очень понравилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Викторовна, методику Бурениной мы уже используем много лет, тоже очень нравится!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Есть важные моменты, которые нужно подчеркнуть!Спасибо))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр Сергеевич! спасибо за внимание к теме, наши воспитанники маленькие, но задачи перед дошкольным образованием стоят очень серьезные.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    С удовольствием ещё раз окунулась в атмосферу мастер-класса :)
    Всегда стараюсь посещать мастер-классы, семинары, которые проводятся в нашем городе, ведь столько можно почерпнуть нового и вдохновляющего для для своей деятельности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Виктория Александровна! Траектории наших интересов пересекаются часто:) и это радует:)

      Удалить
  12. У меня дежавю)) Издержки того,что у нас нынче общие друзья, Оля. Пост об этом событии только что читала у твоей коллеги. Но у тебя то же самое в ином облачении. Скоро изучу дошкольную педагогику вдоль и поперёк))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. и это хорошо)) и про друзей, и про дошкольную педагогику)

      Удалить
  13. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо за интересный рассказ о встрече с такими замечательными людьми, это как глоток свежего воздуха!!! Мне очень понравилась хрустальная туфелька))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Народ творческий - воспитатели:)

      Удалить
  14. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! С удовольствием вновь погрузилась в творческую атмосферу нашей встречи.Очень интересно общаться с авторами программ, которые используешь в работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Согласна с Вами - информация от авторов самая верная и находит понимание.

      Удалить
  15. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Какие чудесные методические встречи у Вас проходят!
    Очень интересные люди и замечательная форма проведения. Спасибо, что поделились!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Форма проведения ближе к "интенсиву", немного тяжеловато физически, но очень интересно!

      Удалить