воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
Не сомневаюсь, что вы узнали в названии сообщения строчку из знаменитой сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Речь является "визитной карточкой" человека: её стиль, образность, грамотность и звучание (чистота произношения звуков,  темп произношения, интонационная выразительность, внятность, особенности диалекта) дают собеседнику за короткий промежуток времени достаточно точное представление о личности говорящего.

Хорошо развитая речь - залог успешной коммуникации, без которой невозможно представить большинство видов человеческой деятельности, речь - это инструмент мышления и возможность творческого самовыражения, во многих случаях речь играет роль сохранения здоровья и жизни - возможность попросить о помощи или оказать помощь, повлиять на поведение других людей.

Развитие речи  детей является одной из ведущих задач дошкольного образования  и выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в отдельную образовательную область. Одним из направлений многогранной работы по развитию речи дошкольников является работа над произносительной стороной речи: правильной постановкой звуков, развитием артикуляционного аппарата, речевого дыхания, интонационной выразительности речи.

На прошедшей неделе в нашем ДОО в соответствии с Годовым планом учреждения учителем - логопедом Камышевой Натальей Николаевной были проведены мастер - классы по артикуляционной гимнастике для воспитателей  групп общеразвивающей направленности.

Цель мастер - класса: актуализировать знания педагогов о значении артикуляционной гимнастики для формирования правильной речи ребенка, уточнить на практике правильность выполнения артикуляционных упражнений.

Схема артикуляционного аппарата
Наталья Николаевна напомнила педагогам о том, что звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина)

Чем старше становится ребенок, тем выше речевая нагрузка, поэтому необходимо развивать артикуляционный аппарат - для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной артикуляционной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

        

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков (работа со всей группой детей), так и для каждого звука той или иной группы (индивидуальная или подгрупповая работа).

Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а подбор исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Упражнений по артикуляционной гимнастике очень много, их количество исчисляется сотнями, но существует базовый набор упражнений. Всю систему артикуляционной гимнастики в целом можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Памятка для проведения артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

 Комплекс упражнений планируем на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной утомляемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упражнение  «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…).

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Важно следить за точностью выполнения упражнений детьми, поэтому педагог сам должен хорошо владеть техникой выполнения упражнений для демонстрации детям.

Под руководством учителя - логопеда Натальи Николаевны воспитатели еще раз вспомнили и уточнили все базовые упражнения (не обошлось и без шуток и живого непринужденного общения:)

         

Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд .
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с

3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 7 — 10 раз.


Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.




В заключение мастер - класса педагоги поделились мнениями и пришли к выводу, что самое главное условие эффективности артикуляционных упражнений с детьми, наряду с правильным планированием и выполнением, является систематичность занятий.
Кстати, артикуляционную гимнастику полезно выполнять и взрослым - не только для поддержания в форме органов артикуляции, но и для профилактики мимических морщин.

Добавлю "щепотку соли" в свой педагогически - пресный рассказ:) 
Предлагаю вспомнить читателям о человеке, который самостоятельно исправил все врожденные проблемы с речью, используя очень неординарные методы,  и стал великим оратором - читаем в моем блоге о Демосфене

21 комментарий:

  1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо!
    Артикуляционные упражнения - одна из важнейших составляющих по исправлению недостатков произношения. Тут нужно быть очень внимательными и упорными, т.к. от правильности выполнения упражнения и от постоянной повторяемости зависит исход дела. Если упражнение выполняется неправильно, нужные мышцы не действуют и навык не вырабатывается.
    А уж сколько приходится придумывать сказок, чтобы малыш заинтересовался! Ведь одни и те же упражнения нужно делать каждый раз...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!В группах компенсирующей направленности с детьми работает логопед и воспитатели под руководством логопеда закрепляют навыки у детей, а в общеразвивающих группах есть риск формального подхода и неправильного выполнения а.г., при этом детей с нарушениями речи с каждым годом не становится меньше. Поэтому наши учителя-логопеды проводят работу и с воспитателями массовых (общеразвивающих) групп.

      Труд по становлению (исправлению) речи очень кропотливый, Вы правы - здесь и система и творчество требуется!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Как важно научиться правильно выполнять артикуляционную гимнастику. У меня был печальный опыт, когда пыталась помочь дочке, и вместо Р появилась гортанная Р, что привело к наиболее трудоёмкой работе по исправлению недостатка произношения.
    А уж когда пошла автоматизация, то "ра-ро-ру" были развешены у нас везде :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Да, почти у каждого есть и личный опыт в этом смысле. Помню и из своего детства, что мне тоже не давался звук "Р", со мной занималась мама - все эти упражнения с зеркальцем, и "рычания":)Всё получилось)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Как вовремя я к Вам заглянула! Мне сейчас будет очень актуальна такая информация - скоро первый класс :) Ошибки в артикуляции потом переходят в тетради, если вовремя не спохватиться. Конечно, я не специалист, но воспользуюсь некоторыми Вашими советами. Большое спасибо за мастер-класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!Очень приятно, что информация Вам пригодится!)

      Удалить
  4. Такую гимнастику надо бы с нашими радио- и тележурналистами провести - шепелявят, картавят и просто "радуют" слух зрителей))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О да, согласна!:) Я как-то ехала в трамвае, и водитель объявлял в микрофон "Двели закливаются! Следующая остановка..." И так все семь остановок, пока я не вышла...такое чувство неловкости и сожаления, мне думалось:"Бедный ребенок (там, в прошлом), которому вовремя не помогли с речью..."

      Удалить
  5. Спасибо, Ольга Анатольевна, за все Ваши советы: важно, полезно,востребовано!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Действительно, речь является визитной карточкой. Интересный пост. Смотрю по НТВ передачу Леонида Закошанского и постоянно слыщу "ихний", "ейный". Думаю, где он таких героев набирает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да разве только там?)) Иногда такое услышишь, что страшно становится, а учились ли люди в школе?

      Удалить
    2. Ирина Михайловна, Анна Борисовна, у каждого таких примеров множество. Но радио, телевидение - всё же в советское время такого не было, свобода обернулась бесконтрольностью, вседозволенностью и - демонстрацией невежества.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Анатольевна. Речь педагога- образец для ребенка, потому что не всегда родители говорят правильно. Но и педагоги иногда страдают "неправильностями": то ударение не там поставят, то слово перевернут. Мы проводим для педагогов различные консультации, посвящаем целые педсоветы, в детсадовской газете есть рубрика "Говорите правильно!". Спасибо Вам за мастер-класс! Возьму на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Викторовна!Да, такая работа просто необходима.Хотелось бы, чтобы у педагогов была потребность в совершенствовании собственной речи (во всех отношениях), потребность и настойчивость в достижении цели, я не случайно Демосфена упомянула. Есть ли сейчас такие люди?

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Как же я благодарна логопедам.... С таким удовольствием читаю про методы, способы, упражнения.... Я в 4 годика одна застряла в лифте и стала заикаться. Вылечила логопед в садике за полгода. Помню и язычок трубочкой, и лопаточки и вытянутые губки... А потом упала с лавочки и снова стала заикаться. Никто не верил, что она повторно вылечит... А всё получилось! Спасибо Вам за описание мастер-класса. Он меня вернул в детство!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Вы привели замечательный положительный пример из собственного опыта - спасибо!
      Я с большим уважением отношусь к труду учителей - логопедов - пусть будет как можно больше детей с чистой речью!

      Удалить
  9. Утро доброе, Ольга Анатольевна! Очень много сейчас деток с нарушениями речи. Мне кажется, что дело еще и в том, что родители очень мало уделяют времени общению с младенцами. А ведь важно говорить с детьми "пеленочного" возраста. Именно тогда они схватывают артикуляцию... При гулении.. Это уж из личного опыта...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Совершенно согласна с Вами - период младенчества очень важен для формирования речи. Обязательно нужно постоянно эмоционально разговаривать с малышами!
      Я тоже со своими дочерьми много разговаривала, - проблем с речью не было.)

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Спасибо за развернутый материал по артикуляции. Да, речь строится постепенно.
    Звук "Р" - самый трудный)))
    Мне кажется, что еще одна из причин сегодняшних проблем с речью у детей, то, что родители мало с детьми говорят. И песен мало поют, и ребенок часто недополучает визуальной информации о правильной артикуляции губ и языка, потому что было мало зрительного контакта с лицом взрослых. А надо бы все время говорить с ребенком с самого рождения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Согласна с Вами - самое главное - это образец для подражания (как для слуха, так и наблюдение артикуляции). Очень мало говорят молодые родители с детьми, не поют песенок перед сном, не рассказывают сказки, а многие совсем не знают что такое потешки, пестушки...

      Удалить