вторник, 10 января 2017 г.

Бартер с Дедушкой Морозом


Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Интересно, я одна задумывалась над этим "пунктиком" в воспитании детей? Читая милые детские послания Дедушке Морозу (у нас каждый год вывешивается возле входа в детский сад почтовый ящик для писем Деду Морозу, а информацию "адресату" доводят методисты), невозможно не заметить, как  очень четко отслеживается схема - "ты мне - я тебе", порой на специальных бланках-открытках прописывается: "Дедушка Мороз, я весь год себя хорошо вел (вела), и впредь обещаю вести себя хорошо, подари мне..." 
В общем, родителей понять можно - есть рычаг воздействия на поведение ребенка, и всё же немного грустно. Чудо - это же как благодать, незаслуженная милость, да и настоящее чудо по сути должно быть незапланированным.
Вспоминаю опыт общения с собственными детьми. У старшей дочери наступил кризис 3 лет, да в такой ярко выраженной форме, что непосредственно ко дню рождения (3 года) уже не хотелось никакого праздника ребенку устраивать, так я была растеряна,  расстроена и очень сильно сердилась на свою маленькую  упрямую Иринку. Но пришла моя мама и сказала: "Так, ничего не хочу знать, день рожденья есть день рожденья!" И как-то мгновенно сошла с меня эта сердитость, и день рожденья действительно получился замечательным, а ребенок - на несколько часов дал пожить спокойно).

Возвращаясь к письмам Дедушке Морозу, хочу поделиться с читателями блога, о чем же мечтают дети? В основном, это конечно, игрушки, самые разные: куклы, стреляющие роботы, паровозы, автомат с патронами, вертолет с пультом управления, летающая фея и т.д. Совсем немного мечтавших получить в подарок книгу, живую настоящую собачку. 
Один ребенок мечтал получить от Дедушки Мороза бриллианты! :) современный ребенок:)
И очень немного, но они есть - настоящие бескорыстные мечтатели:) о том, чтобы на Новый Год просто пошел снег, или (как 2 года назад) чтобы Дедушка Мороз "вернул нам дядю Колю", или просто - ничего не просят, а желают Деду Морозу здоровья и поздравляют с Новым Годом. Собственно, почему письмо Деду Морозу должно быть запросом подарка, чуть ли не с техническими характеристиками?

Сегодня я присутствовала на занятии по развитию речи в старшей группе, дети делились с воспитателем впечатлениями о встрече Нового года. Рассказы были похожи один на другой, как и наша реальность - ёлка, вкусные блюда на столе, подарки, сто салютов - фейерверков в небе. И вот одна девочка задумчиво говорит: "А я видела, как в новогоднюю ночь с неба упала звезда..." Кто знает, может быть вырастет из этой девочки поэт или сказочник?)

В общем, я о том, что дети - люди, тонко чувствующие этот мир, и очень хочется, чтобы мы, взрослые, в своей вечной спешке (легко подарить игрушку, трудно уделить общению с  ребенком 2-3 часа) случайно не воспитали из них практичных потребителей, воспринимающих действительность в ключе "ты мне - я тебе".

26 комментариев:

  1. Утро доброе, Ольга Анатольевна! Интересное наблюдения про бартер. Как-то ранее не задумывалась над этим. А меж тем- ведь и правда...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! наверное, если бы не перечитала столько писем, и не послушала ребятишек об их мечтах, тоже не задумалась бы об этом...

      Удалить
  2. Доброе утро, Ольга Анатольевна! Как справедливы Ваши слова! Растет поколение "чекупила". Кто их делает такими? Родители? Воспитатели? Скорее, сама жизнь. Ведь дети, как губки, впитывают все, что видят и слышат. А слышат и видят они не всегда лучшее. Эх, побольше бы таких девочек и мальчиков, которые видят, как падают звезды, как улыбается собака, как распускается цветок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Викторовна!Соглашусь с Вами - это тенденции, которые формирует наша действительность - всюду реклама, которая направлена на формирование потребителя; скорость информации и темп жизни лишает нас полноценного общения с близкими, порой непонятно, куда мы так спешим. Но...будем надеяться на лучшее, и предпринимать для этого всё возможное.

      Удалить
  3. Никаких бартеров не может быть, когда речь идет о добре, радости и счастье. Духовные ценности - самый лучший подарок для ребенка. Спасибо, Ольга Анатольевна, за статью. СПАСИБО за всё!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, не сомневалась, что найду у Вас понимание. И Вам СПАСИБО за позитивное общение!:) День "Спасибо" - полезное изобретение!))

      Удалить
  4. Доброе время суток, Ольга Анатольевна! Я тут подумала, что равноценный обмен - это все же лучше, чем: "Ты мне обязан(а)!"... А если бескорыстно, то хорошо когда хочется, просто хочется украшать этот мир просто так) А чудеса в обычном мало кто замечает, хотя нет: мы бы не работали в школах и детских садах, если бы их не видели) Да, и другие люди тоже видят, только скрывают потому что не модно, может быть... или чудо жизни воспринимают как данность, или, опять же, ценности... и на размышления потянуло)...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Васильевна! Спасибо за Ваши размышления, непосредственность восприятия действительности, свойственная детям, сохраняется и у взрослых, в бОльшей или меньшей степени. Вот от этой степени видимо и зависит - замечает ли человек "прекрасные мгновенья", да, есть о чем подумать)

      Удалить
  5. Интересный пост! Надо же бриллианты ребенок попросил! СПАСИБО, Ольга Анатольевна!
    Пусть в День «спасибо» станет мир добрей,
    Пускай все люди благодарны станут,
    Пусть соберется полный дом друзей
    И все друг другу улыбаться будут!

    Нам в День «спасибо» хочется сказать,
    Что этим словом стоит дорожить нам.
    Вы будьте вежливей и станут Вам желать,
    Чтоб снизошли на Вас здоровье, сила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна,не узнала бы про "День Спасибо", если бы не интернет:) Вам спасибо за внимание к теме!

      Удалить
  6. Новый год - это праздник волшебства, и чудеса должны происходить. Ребенок будет рад любому подарку даже, если он не соответствует его запросу. Письма - это просто традиция. Так пусть исполняются детские мечты пока ребенок верит в чудо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли Анатольевна, и я за добрые чудеса! А вот насчет того, что будет рад, если подарок не соответствует запросу - не уверена, смотря какой ребенок.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Нам тоже попалось в руки письмо для Деда Мороза от нашего великовозрастного сынишки. Это было нам с мужем большим уроком. Я не буду писАть то, что просил наш сын (всё-таки это личное письмо другому, случайно прочитанное нами), но я очень горжусь сыном. Он молодец! Могу только намекнуть, что это НЕ материальное и НЕ формальное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Спасибо, что поделились! Вот и наглядный пример - Вы столько времени, души и любви вкладываете в детей, потому и такой результат!) Радуюсь вместе с Вами:)

      Удалить
  8. Очень верное и ценное замечание! У меня каждый года в детском саду шок был, когда наша заведующая вместо писем к Деду Морозу просто саморучно списки составляла, записывая под диктовку, что дети хотят в подарок. Потом эти списки передавались родителям. А сами дети часто вымученно выдумывали, что бы такое заказать у Деда Мороза или просто повторяли за другими.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, есть от чего шок испытать! Сколько странных людей, но когда они в педагогической среде - это печально.

      Удалить
  9. А я бы пожелала, в первую очередь, взрослым критично взглянуть на себя. Современные дети - те же самые, что и 100, и 200 лет назад - все нуждаются в любви и внимании. А получается, что эти необходимые жизненные составляющие заменяют гаджетами.
    В общем, давайте любить друг друга - и будет нам счастье)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поддерживаю призыв!) Ира, лет...назад появилась песня, очень в тему - мы долго и вдохновенно её распевали, не знаю, известна ли она в Нарьян- Маре Любите друг друга

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!Какие интересные наблюдения)))Эпистолярный жанр к новогодним праздникам освоен в полном объеме)Мой сынишка пока пишет письма) Только не всегда выполняется его "заказ". Но он не расстраивается. "Я же не единственный у Дедушки", - сказал он как-то, увидев "сюрприз".)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна!Ваш ребенок просто золото- такое разумное и доброжелательное оьношение к ситуации!)) респект Вашему воспитанию!

      Удалить
  11. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  12. Доброй ночи, Ольга Анатольевна! Пост интересный, но бартера в новогодних детских письмах к Деду Морозу , я не вижу! Эта традиция, как мне кажется, существует уже очень, очень давно! И не важно как: писать письмо, рисовать рисунок или просто загадывать желание, о котором Дед Мороз догадается!!!
    А вот мысль того, что растет поколение требующих детей, совершенно актуальна! Да, во многом воспитание и общение в нашей стране сейчас сравнимо с рыночными отношениями! Ты мне- я тебе!!! И это, конечно, печально!
    P/S Автору печатного письма в статье, как мне кажется, обязательно нужны занятия с логопедом и психологом!
    Спасибо, Ольга Анатольевна за то, что затронули эту тему!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Олеговна! Спасибо за Ваше мнение.
      Пост был навеян формулировками - "я себя хорошо вел, и обещаю впредь хорошо себя вести, подари мне...", а сам факт писания писем Деду Морозу, конечно не бартер, а очень милое занятие)
      Внимания бы побольше детям, нашего личного времени, совместно проведенного с детьми, тогда пожалуй и дети не станут такими "потребителями".
      Автор печатного письма еще очень маленький человек, потому и пишет так неразборчиво и буквы не в ту сторону, но сам!:)

      Удалить
  13. Ольга Анатольевна, какие интересные наблюдения! Меня огорчало всегда, что дочка просто что-то просила у дедушки, но я ее научила и о себе рассказывать, и с Новым годом поздравлять Деда Мороза). А вот бартера у нас не прослеживается. И хотя я им иногда в шутку грожу, что Дед Мороз не принесет подарков, если будут плохо себя вести. Но они где-то в душе точно знают, что принесет))). Для родителей письма - опорный конспект. По нему можно понять о чем по-настоящему мечтает ребенок. Я стараюсь чтобы мечты исполнялись. А вот дочка уже много лет мечтает о волшебной палочке, чтобы она могла сделать так, чтобы мечты всех людей исполнялись, чтобы помочь тем, кому нужна помощь. Исполнить ее желание я не могу, но вот все время стараюсь научить ее, что чудеса творят люди сами, и помочь другим в ее силах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, вот и я за диалог с Дедом Морозом!) И за веру ребенка в чудо, несмотря ни на какие проказы. Волшебная палочка...это человеческая доброта и желание подарить чудо другому, когда -нибудь и дочка, как и Вы, поймет это.

      Удалить