пятница, 4 августа 2017 г.

Мария Монтессори "Дом ребенка"


На днях завершила чтение книги итальянского педагога, психолога, философа и врача Марии Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики". 

ПризнАюсь честно, метод Монтессори, при всей его неоспоримой результативности,  всегда казался мне с одной стороны несколько суховатым, с другой - трудно реализуемым из-за специфической подготовки педагогов (позиция педагогического наблюдателя при условии создания среды для саморазвития ребенка - как это просто звучит, и как это сложно осуществить!) 

Книга произвела на меня очень сильное впечатление - настолько доступным языком она написана: ясные мысли, идеи, описание практических занятий с детьми, педагогический поиск и находки, материальные трудности в воплощении и трудности в работе с воспитателями, и - такая доброта и любовь к детям! Всё, о чем говорится в книге, актуально и сегодня. 
При этом поразило количество детей в классе - 50-60 человек разного возраста!!!
Никто на детей не повышал голоса, детям было интересно осваивать развивающую среду, учиться практическим навыкам, учиться чтению. /Вот он - системно-деятельностный подход в соответствии с ФГОС ДО -  110 лет назад!:))

Давайте познакомимся с некоторыми мыслями Марии Монтессори по важным и для современного образования вопросам.

Дисциплина


Мария Монтессори
"Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижым как паралитик. Но это - личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весьма отличный от безусловного и не терпящего возражении требования неподвижно.

....мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других, или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное - каждое появление, имеющее полезную цель - каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитательницы.

Дом ребенка М. Монтессори
источник
Это потому, что ваша цель - дисциплинировать для деятельности, для труда, для добра, а не для неподвижности, для пассивности, для послушания. 

Мы добились коллективной дисциплины словно волшебною силой. Пятьдесят-шестьдесят детей, от двух с половиной до шести лет, все разом и в одно и то же время умеют соблюдать столь совершенную тишину, что наступившее безмолвие кажется безмолвием пустыни." 

Самостоятельность

"Мы должны развивать в детях уменье достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это - этапы воспитания в духе независимости. Обыкновенно мы прислуживаем детям, и это - не только акт угодливости по отношению к ним, но и прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную, самостоятельную деятельность

Всякому известно, что обучение ребенка искусству самостоятельно есть, умываться и одеваться - работа гораздо более скучная и трудная, требующая неизмеримо большего терпения, чем кормление, умывание и .одевание ребенка. Но первый род работы - труд воспитателя, а второй род работы - легкий и невысокого качества труд прислуги. 

Излишняя помощь есть несомненное препятствие развитию природных сил. 

Человек, собственными силами выполняющий все работы, необходимые для удобств и потребностей жизни, побеждает себя, тем самым умножая свои способности и совершенствуясь, как личность. Из юного поколения мы должны создать сильных людей; а сильными людьми мы называем людей самостоятельных и свободных". 

Биологическое понятие свободы в педагогике

"Под воспитанием следует разуметь активное содействие, так называемое нормальному выявлению жизни в ребенке. Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается - у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник - сама жизнь.

Начало развития лежит внутри как вида, так и индивида. Ребенок растет не потому, что его кормят, что он дышит, что он находится в благоприятных условиях температуры; он растет потому, что заложенная в нем потенциально жизнь развивается, становится видимой; потому, что плодотворное зерно, из которого вышла жизнь, развивается согласно биологическим предначертаниям наследственности. 

Среда тем сильнее действует на индивидуальную жизнь, чем менее устойчива и крепка эта индивидуальная жизнь. Но среда может действовать в двух противоположных направлениях: она может благоприятствовать жизни или глушить ее.
Очевидно, что для человечества, особенно же для нашего социального строя, именуемого обществом, самым важным вопросом является вопрос об уходе за жизнью, - мы сказали бы, о культуре ее". 

Как давать урок

"Качества индивидуальных уроков: сжатость, простота, объективность.
Итак, уроки наши индивидуальны, и одна из главных их черт — краткость. Данте дает учителям превосходный совет, говоря: "Веди счет словам твоим". 

Чем старательнее мы урезываем ненужные слова, тем полнее наш урок. Готовясь к уроку, который ей нужно дать, учительница должна обращать особенное внимание на этот пункт, должна тщательно взвешивать и учитывать каждое слово".

Цель воспитания - развивать силы

"Работая с маленькими детьми, мы должны начинать с пробы, должны сами выбирать дидактические материалы, к которым дети проявят интерес. 

В материалах Монтессори заложена необходимость
самостоятельного поиска ребенком правильного
решения
Здесь ...важна работа самого ребенка; важно, что он учится сам и самостоятельно исправляет свои ошибки. Учительница совершенно не должна вмешиваться. Никакая учительница не может сообщить ребенку ловкости, которая приобретается путем гимнастического упражнения; необходимо, чтобы ученик сам совершенствовался, собственными силами. То же самое можно сказать и о воспитании чувств.

Провести этот метод в жизнь с преподавателями старой школы трудно, между прочим потому, что они не в силах удержаться от вмешательства, когда ребенка смущает ошибка, и он, поджав губы и наморщив брови, делает усилия исправить ее. 

Заметив это, воспитательница старой школы проникается жалостью и неудержимым желанием помочь ребенку. Когда мы останавливаем ее, она безгранично жалеет ребенка, а между тем счастливая улыбка на его личике явно показывает, с каким восторгом он преодолевает препятствие.


В моем методе учительница мало преподает и много наблюдает. Главная же ее задача — направлять психическую деятельность детей и их физиологическое развитие. По этой причине я заменила название "учительница" словом директриса, руководительница.

Вначале это вызывало улыбку; меня спрашивали: кем же учительница руководит, раз у нее нет учеников в обычном смысле, и она предоставляет своим маленьким питомцам полную свободу? Но ее руководительство гораздо сложнее и важнее того, которое обычно разумеется, — ведь учительница руководит жизнью и душой ребенка".

Сенсорная культура

"Воспитание чувств имеет целью обострение различительного восприятия стимулов путем повторных упражнений.
...Особенность техники заключается в распределении стимулов. Здесь достаточно будет сказать, что начинать надо с немногих, сильно контрастирующих стимулов и переходить ко многим стимулам в постепенной градации, все более тонкой и незаметной.
Материалы для знакомства с основными и смешанными
цветами, с их оттенками по светлоте
Источник фото
Эстетическое и нравственное воспитание также тесно связаны с воспитанием чувств. 

Умножьте ощущения и развейте способность учитывать тончайшие различия в стимулах - и вы утончите чувствительность и умножите наслаждение человека. 

Красота —в гармонии, а не в контрастах, а гармония — в утонченности; поэтому, если мы хотим чувствовать гармонию, мы должны обладать утонченностью восприятии. Эстетическая гармония природы пропадает для человека с грубыми чувствами; ему мир кажется ограниченным и скучным. 

В окружающей нас жизни неистощимый запас эстетических наслаждений, мимо которых люди проходят столь же безучастно как животные, получая удовольствие от ощущений грубых и резких — вот единственные наслаждения, доступные им.

Грубые удовольствия порождают дурные привычки. Сильные стимулы не обостряют, но притупляют чувства и начинают требовать все более сильных, все более грубых стимулов.

Воспитание должно направлять и совершенствовать развитие трех периодов: двух периферических и одного центрального; или, лучше сказать: так как процесс этот в основных чертах сводится к деятельности нервных центров, то воспитание должно придавать психо-сенсорным упражнениям такое же важное значение, какое оно придает упражнениям психомоторным.

 Полагая, что интеллектуальной культурой мы заканчиваем воспитание, мы на самом деле создаем лишь отвлеченных мыслителей, не знающих жизни и не подготовленных к практической деятельности. Если же, с другой стороны, мы захотим путем воспитания подготовить человека к практической жизни и ограничимся только упражнением психо-моторным, то мы упустим из виду главную цель воспитания, заключающуюся в том, чтобы привести человека в прямое общение с внешним миром.

Так как профессиональный труд почти всегда требует от человека утилизации окружающей обстановки, то в технических школах приходятся возвращаться к самым началам воспитания, к упражнению чувств, чтобы заполнить огромный и повсеместный пробел. 

Утонченные чувства облегчают внимательное наблюдение окружающей среды, а среда бесконечным своим разнообразием привлекает внимание и довершает дело психо-сенсорного воспитания.

Напротив, если мы не будем воспитывать чувств, то познание качеств предметов явится делом выучки, ограниченной заранее определяемыми, а потому бесполезными понятиями".

Умственное воспитание

"Ребенок подобен путешественнику в жизни, замечающему вокруг себя новые вещи и пытающемуся уразуметь язык окружающего: он делает большие добровольные усилия понять и подражать. 
Обучение маленьких детей должно быть направлено к уменьшению этой траты сил, к превращению этих усилий в радость победы легкой и полной. 

Мы проводники этого путешественника, едва вступающего в огромный мир человеческой мысли, и должны стараться быть разумными, культурными проводниками, не тратить напрасно слов, но кратко и сжато объяснять предметы, к которым путник обнаружит интерес, и почтительно давать ему наслаждаться созерцанием столько, сколько ему будет желательно; надо только обращать его внимание на важное и прекрасное, дабы он не тратил сил и времени на бесполезные вещи и из своего странствования извлекал одну пользу и удовольствие.

Сколько пропадает в мире времени и интеллектуальных сил благодаря тому, что ложное кажется великим, а истинное малым. 

Возьмем посредственных людей; им импонирует эрудиция, но не прельщают их простые вещи. Возьмем зато логическое мышление тех людей, которых мы считаем гениями. Ньютон спокойно сидит на дворе; с дерева падает груша, он это видит и спрашивает: почему? Явления не бывают малозначительны: плод, падающий с дерева, и всемирное тяготение уживаются рядом в уме гения.

Будь Ньютон учителем детей, он бы просто заставил ребенка созерцать светила в звездную ночь; человек же с эрудицией счел бы необходимым сперва познакомить ребенка с высшей математикой, этим ключом астрономии. 

Галилео Галилей наблюдал качания люстры, привешенной к потолку, и открыл законы маятника. 

В интеллектуальной области простота и свобода человека от предрассудков ведут к открытию новых явлений и законов, как в области моральной смирение и нищета просветляют душу верующего.

Если мы станем изучать историю открытий, то убедимся, что в основе их лежит вполне объективное наблюдение и логическая мысль — вещи простые, но редко встречающиеся в людях. 

Все это я привожу в доказательство необходимости воспитывать подрастающее поколение более рациональными методами — ведь от этого поколения мир ожидает прогресса. Мы уже научились пользоваться средою; полагаю, что настало время, и назрела необходимость утилизировать силы человека при помощи научного воспитания".
___________________________________________________________ 

Приводя цитаты, я опустила  описание методических рекомендаций и  интереснейших примеров из практики, которыми полна эта книга, надеюсь, что моя аннотация побудит заинтересованных читателей блога прочитать эту книгу.


В книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" Мария Монтессори подробно рассказывает о своем уникальном методе обучения детей письму, базирующемся на формировании у ребенка мускульного чувства, методе, который дает потрясающие результаты! При этом Мария Монтессори убеждена, что сначала нужно учить детей писать, а после читать:

"Опыт научил меня резко различать письмо и чтение и убедил меня в том, что эти два акта совершенно не одновременны. Вопреки общепринятому взгляду, я утверждаю, что письмо предшествует чтению" 

 Почему? - об этом вы сможете узнать, прочитав книгу "Дом ребенка. Метод научной педагогики".

В заключение сообщения дополнительно  приведу источники, в которых можно почерпнуть знания о Монтессори - педагогике:

6 комментариев:

  1. Ольга Анатольевна, спасибо за интересный рассказ! Книга, действительно, замечательная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, столько замечательных книг хочется перечитать - и так мало успеваю, а уж отзывы писать и совсем редко.

      Удалить
  2. Ольга Анатольевна, спасибо за аннотацию. Заинтересовали книгой

    ОтветитьУдалить
  3. Большое спасибо, Ольга Анатольевна!
    Не так давно тоже заинтересовалась методикой Монтессори и её трудами! И как Вы правильно заметили, это ФГОС в чистом виде! Многое можно перенять и использовать в своей работе. Весной посетила один из Монтессори-центров в нашем городе.
    Спасибо за отзыв о книге!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что книга вас заинтересовала!) Опыт Марии Монтессори нужно обязательно использовать в работе с детьми и в обычном ДОО.

      Удалить