четверг, 10 августа 2017 г.

Вселенная в алфавитном порядке


      «Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества».

                                                                                    /Анатоль Франс/

 Развитие связной речи, обогащение и активизация словаря дошкольников, воспитание книжной культуры – важные и,  в то же время, сложные педагогические  задачи.
 Одним из эффективных инструментов  педагогической работы по решению этих задач является  использование воспитателем в образовательной деятельности с детьми различных словарей, знакомство дошкольников с книгами категории  "словарь".
Словари играют большую роль в современной культуре, в них отражаются знания, накопленные обществом на протяжении веков. Они служат целям описания и нормализации языка, содействуют повышению правильности и выразительности речи его носителей.

Предлагаю вниманию читателей  моё видение того, как применять словари для образовательной деятельности по развитию речи детей, для обогащения, уточнения и активизации словаря ребенка,  какие цели мы ставим, какие формы работы при этом используем.

Цели: 

1. Формировать у детей интерес к слову, как  лексической единице языка, имеющей определенное значение, или предметную отнесенность.

2. Обогащать словарь детей, уточнять понимание слов, активизировать применение новых слов и выражений в речи детей.

3. Продолжать формировать у детей интерес к книге, как источнику новой интересной информации, закладывать основы потребности  обращаться к книге за знаниями, уточнениями знаний.

Для осуществления работы со словарями  воспитателю целесообразно иметь под рукой, по возможности, различные словари: детский энциклопедический словарь, орфографический словарь, толковый словарь, словарь антонимов, синонимов, омонимов, этимологический словарь, фразеологический словарь русского языка.

Внесение словаря в развивающую среду. 

Возможные игровые варианты внесения словарей в развивающую предметно – пространственную среду группы: 
- в группу пришла посылка (запакованная, перевязанная шпагатом). В ней могут быть 1 или несколько словарей;
- детям постарше можно дать задание – найти сюрприз в группе, руководствуясь планом;
- посложнее - придумать квест (составление маршрута с заданиями в итоге должен быть  найден «клад» - упаковка со словарями или 1 книга, на усмотрение воспитателя)
 и т.д.
Беседа воспитателя с детьми  «Эта чудесная  книга – словарь!» Воспитатель привлекает внимание детей, достает книги, раскрывает их: «Дети, посмотрите, здесь книги! Какие толстые, тяжелые!» (дать детям попробовать поднять книгу, полистать страницы)
Обращаем внимание, что в книге нет картинок.  Сообщить, что эта книга – домик для слов, и называется она – «Словарь».  Тот, кто подружится со словарями, всегда будет говорить и писать правильно, красиво, узнает много новых интересных слов. Вы хотите подружиться со словарем?

Заручившись согласием детей, вместе определяем почетное место для словаря на "Полочке умных книг"  в группе.

Варианты игр и упражнений со словарем

«Дежурный по словарю» - назначается  или считалочкой, или игровым приемом – например, каждый ребенок выбирает из чудесного мешочка, или красивой коробки с прорезью для руки, фишки разного цвета. Есть только 1 неповторяющаяся фишка – её обладатель становится дежурным по словарю. Например, мальчик Андрей. 

Первая буква его имени становится предметом внимания: воспитатель читает в словаре слова на букву «А», обсуждает с детьми, знают ли они, что означает это слово, выслушивает их предположения, при необходимости (старший возраст) – обращаемся к толковому словарю.
Воспитатель выбирает  те слова на данную букву, которые сможет понять ребенок  данного возраста.

Например:
Ажур
Абажур
Айва
Аист
Азиат
Айран

Нет смысла зачитывать такие недоступные для понимания детей слова, как
Аббатство
Абиогенез и проч..

Обсудив значение слов, целесообразно спросить детей, какое слово им понравилось больше всего,  почему?  Возможно, детям захочется нарисовать то, что означает слово.

Такие занятия будут расширять кругозор детей, воспитывать интерес к слову, развивать мышление и связную речь, формировать потребность пользоваться словарем.

«Страница наугад» 
У вас есть пара свободных минут, например, перед обедом. Вы обращаетесь к детям: «Ребята, давно мы не заглядывали в словарь! Наверное, слова уже загрустили без нас!»  Обращаетесь по имени к одному из детей, просите принести словарь.  Затем завязываете ребенку глаза (или просите  ребенка зажмуриться) и просите открыть наугад страницу, пальчиком прогуляться по странице и остановиться на случайном слове.  При этом можно проговаривать какие – нибудь «волшебные слова», например:
«Сим-салабим-абра-кадабра- брысь,
Новое слово ребятам явись!»

 Воспитатель читает выбранное случайно слово,  обсуждает с детьми его значение. Игра может повториться 3-4 раза по желанию детей.
/Минус – случайно может «попасться» слово,  сложное для детей по значению. Нужно будет просто сказать детям, что с этим словом они познакомятся, когда подрастут/

● Использование словарей синонимов,  антонимов, омонимов.
Начиная со среднего возраста (4-5 лет)  дети учатся подбирать синонимы и антонимы к словам, предъявляемым в контексте:

"Принцесса была прекрасная, а Баба Яга ....(ужасная)"
"Мачехина дочка была грязнуля, а старикова ...(чистюля)"

Детям старше  5 лет можно предлагать упражнения  серии «Скажи по другому» (синонимы) и наоборот (антонимы) 
Игра строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:

"Есть слова, которые означают одно и то же. Например:
жесткий - твердый,
печальный - грустный,
смелый - храбрый,
блестеть - сиять,
сердиться - злится,
враг - противник, и так далее.
Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому." 

А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:
жара - холод
добро - зло
друг - враг
здоровый - больной
горький - сладкий
белый - черный
говорить - молчать
смеяться - плакать
ложиться - вставать
закрывать - открывать и т.д.
Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.
Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для вас.

Представление о многозначных словах (омонимах)  формируется у детей, например, посредством загадок, таких как:

Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.
(кран)
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)
Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только 
Быстро куртку застегнуть.
(молния)
/другие загадки см. Здесь/
Чтение словаря  омонимов с обсуждением смысла слов поможет детям не только легко разгадывать такие загадки, но и самим составлять загадки.

*Если дети затрудняются в выборе слова при выполнении подобных упражнений, воспитатель может продемонстрировать, что нужное слово всегда можно найти в словаре /формирование установки пользоваться словарем/.

«Откуда к нам пришли слова»
Начиная со старшего возраста детей можно знакомить с этимологическим словарем (термин "этимологический" можно не называть, а охарактеризовать книгу "Словарь, который рассказывает о происхождении и значении слов", впрочем, нет ничего страшного в названии:) главное, не требовать от детей запомнить его и повторять).

Так, детям будет интересно узнать, что русское слово «ребёнок» происходит от слова «ревёт». После рождения дитя плачет - ревёт. Естественно применение к своему дитя уменьшительно-ласкательных форм: «ревёнок», «ревёночек» с постепенным обретением формы «ребёнок», «ребёночек». Это чисто русское происхождение слова, не встречающееся в других славянских языках.
Слово «дитя» и его множественная форма «дети» также имеет естественное происхождение от धे (дэхти) общего предка с санскритским словом धयति (даяти), имевшим значение «сосать»[1]. После рождения ребёнок плачет и сосёт грудь матери - что и отражалось в первоначальном смысле слова «дети».
Естественно, что воспитатель должен адаптировать информацию для детей, опуская терминологию и пересказывая, при необходимости, текст своими словами.

В помощь воспитателю – книга Валентины Волиной «Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь». (1996 г.)

Ознакомление дошкольников с Фразеологическим словарем русского языка

Одним из источников обогащения выразительности детской речи являются фразеологизмы. На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А. М. Бородин, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и другие.
Фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка, поэтому регулярное  выборочное чтение детям фразеологического словаря русского языка  развлечет, удивит детей, расширит их кругозор, позволит почувствовать себя компетентными, рассказывая родителям о значении тех или иных выражений,  побудит пользоваться фразеологическими оборотами в своей речи.

С целью закрепления умений детей определять значение фразеологизма на основе контекста целесообразно проводить  дидактические упражнения  «Что бы это значило?» «Когда мы так говорим?» 
Для упражнения отбираются из словаря фразеологизмы, например, «делать из мухи слона», «прикусить язык» и т.д.
Чтобы разъяснить детям смысл фразеологизмов, предлагаются коротенькие рассказы, стишки, а дети определяют, какой фразеологизм здесь уместен, или дополняют стих. Примеры:

1.Ох, копуша наш Тарас –
Ждали друга БИТЫЙ ... (ЧАС) 

«Битый час» – долго, в течение долгого времени, бесконечно. Битый час – от того, что о времени раньше сообщали ударом в колокол.

2. Делать нечего Илюше –
Целый день он БЬЁТ … (БАКЛУШИ).
Не рисует, не читает,
Просто ВРЕМЯ… (УБИВАЕТ).
ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето –
Нет на даче Интернета.

«Бить баклуши» – бездельничать. «Убивать время» – заполнять ничем не занятое время каким-либо случайным занятием, затрачивать время попусту. «Пропасть даром» – без результата.

3.Готовлюсь пограничником,
Как брат мой старший, стать
И рубежи российские 
Надёжно охранять.
Шпиона на границе
Мгновенно засеку,
В дозоре ведь с Мухтаром
Я БУДУ … (НАЧЕКУ).

«Быть начеку» – значит быть наготове, находится в неусыпном ожидании

После того, как смысл фразеологизма хорошо усвоен, можно перейти к составлению рассказов  детьми по данному фразеологизму.
/О том, как работать с фразеологизмами – делятся коллеги Здесь /

В конце года, или раз в пол-года,  можно организовать выставку различных словарей и вспомнить с детьми, какие знания дети получили благодаря этим замечательным книгам, какие слова открылись для них. 

Выставку можно провести как презентацию для детей параллельной группы, завершить мероприятие словесными играми, художественно – творческой деятельностью, например, изготовить словари с картинками для малышей.

Желаю педагогам – дошкольникам вдохновения в этой интересной и очень нужной работе с детьми.
А когда ваши воспитанники сами вам предложат: «А давайте посмотрим в словаре!», вы можете поздравить себя с тем, что ваш труд увенчался успехом!

Буду рада, если читатели поделятся своим опытом работы по  теме сообщения.

23 комментария:

  1. Оля, я от вас фшоке!))
    И со словарями они..
    Каких же вы детей в школу отправляете? И читать, и писать, и мультики делать, и рассуждать синонимами-антонимами)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира)) надеюсь, шок приятный)
      А как иначе? В первые семь лет и закладываются основы личности, привычки, вкус и наклонности.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Я тоже своим глазами не поверила - дошкольники и словари! Грамотные личности воспитываются с пелёнок! Ура - Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо на добром слове.

      Удалить
  3. Ольга Анатольевна, я интеллектуально уничтожена )) Огромная работа с малышами проводится! Да ведь не просто с толковым словарём, а... Я умолкаю... У нас многие ученики никогда не скажут, что такое этимологический словарь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, дошкольники тоже не оперируют такими терминами)) Педагогическая работа воспитателя по ознакомлению детей со словарем проводится исключительно в игровой форме и служит одним из инструментов расширения кругозора детей, воспитания любознательности в целом и интереса к родному языку.Обратите внимание, что книга Валентины Волиной «Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь» вышла в свет еще 1996 г., так что инновации в моем сообщении нет.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Спасибо за подробную консультацию, методы и приёмы для работы со словарём. Для многих педагогов нужны подсказки и направления работы. А тут у Вас кладезь мудрости и идей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!) Готовила консультацию своим педагогам, вот и решила выложить в блог, возможно, информация пригодится коллегам

      Удалить
  5. Вы учите дошкольников работать со словарями? И буквы они уже знают? ЗДОРОВО! Огромная помощь для учителя, в чей класс попадут ваши воспитанники.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Мизайловна, удивительно прямолинейное восприятие!)) со словарем работает воспитатель с детьми, зачитывает детям воспитатель, и да - сообщает, что эта книга называется словарь, и что словари бывают разными, без терминологии. Мы еще знакомим детей с жизнью растений, животных, с профессиями, используем детские энциклопедии, познавательную литературу - это не значит, что они идут в школу, оперируя терминами ботаники или биологии, ребенок получает представление об окрудающем мире на доступном для его возрасту уровне.Несколько лет назад мы работали по программе Радуга, так там знакомили детей с понятиями Луч, Отрезок и т.д., но это не имеет ничего общего со школьной программой. По поводу знания букв - да, знакомим, знакомим со звуковым анализом слова, т.е. развиваем фонематический слух: умение различать звуки в слове, делить на слогм и т.д. К моменту поступления в школу многие дети умеют читать, хотя такая задача в Программе не стоит.

      Удалить
    2. Простите за опечатки - с телефона пишу.

      Удалить
  6. Ольга Анатольевна, как замечательно!
    Отличный способ подружить ребенка со словарем!
    Здорово, что полезный навык закладываются с младых ногтей.
    Мы когда проекты писали, всегда составляли словарь терминов по теме, как полезное приложение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, спасибо, я тоже считаю, что это очень полезно - пользоваться словарями)

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Всё правильно - уважение к словарям надо закладывать с детства, а то в школе трудно будет. ВОт странно - на экзамене по русскому языку в 9 классе КАЖДОМУ ребёнку выдается словарь, но только единицы им пользуются, а ведь это официально разрешённый помощник....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Действительно - удивительный факт. Это дети, которые привыкли искать информацию в интернете)

      Удалить
  8. Здравствцйте, Ольга Анатольевна. Вот не зря говорят, век живи - век учись. Спасибо огромное за такой список игровых занятий со словарём, беру в свою капилку, мне очень понравилось))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я очень рада, что информация Вам пригодится!)

      Удалить
  9. Ольга Анатольевна, добрый день. Как же это важно, научить ребенка работать со словарем. Огромную работу проводят педагоги в дошкольной организации Спасибо, что транслируете опыт работы в данном направлении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!Блог педагогический, хочется насыщать его практическими материалами, и удобно - когда все под рукой) Вам спасибо за внимание к теме!

      Удалить
  10. Полка умных книг:)- спасибо за идею! Словари в развивающей среде я как-то упустила...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста!) Идея не моя, лет 10 детский сад работал по программе "Радуга" под ред. Т.Н. Дороновой. Вот там много хороших идей, которые мы по возможности сохранили) Еще у них есть "Полочка красоты", например, правда, позже, изучая культуру Японии, я поняла, что это - заимствовано именно из японской культуры.

      Удалить
  11. Обожаю русский язык и словари, так что вам - браво за вашу работу!

    ОтветитьУдалить