четверг, 11 января 2018 г.

Влияние искусства на умственное развитие дошкольников


 Шедевры искусства давно используются для психокоррекции и психотерапии эмоционального состояния как взрослых, так и детей. 
При этом нейробиологи утверждают, что  восприятие искусства или занятия искусствами не только воздействуют на эмоциональную сферу человека, но и подстегивают работу мозга и прекрасно готовят мозг к занятию точными науками, в первую очередь развивая необходимую для познания концентрацию. 
В этом сообщении - информация о наиболее интересных фактах и наблюдениях ученых, свидетельствующих о влиянии искусства на умственное развитие.

Слушайте Моцарта!

"Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С.В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.
Бета- волны генерируются нашим мозгом тогда, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции. Бета - волны вибрируют на частоте от 14 до 20 Гц.
Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа- волнами, распространяющимися на частоте от 8 до 13 Гц.
Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета - волнами, имеющими частоту от 4 до 7 Гц. А глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта - волны, частота которых составляет от 0,5 до 3 Гц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное состояние мы испытываем. Избыток усиленных дельта-волн практически гарантирует наличие нарушений внимания и других когнитивных функций.
С помощью музыки можно сдвинуть сознание от бета - волн в направлении альфа - диапазона, повысив, таким образом, самочувствие и внимательность. 
Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Взаимообмен мыслями является основой творчества."
/источник - В.М. Элькин "Методика психодиагностики и психотерапии произведениями искусства/

С 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.

Ученые из Римского университета Ла Сапиенца утверждают "Полученные результаты указывают на то, что  музыка Моцарта способна активировать нейроны в коре головного мозга, отвечающие за внимание и познавательные функции. Но далеко не всякая музыка вызывает подобный эффект". /источник/

Особенно сильно воздействует музыка Моцарта на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. 

Не возьмусь воспроизводить научные обоснования такого необычного воздействия на мозг именно музыки Моцарта, но в целом они сводятся к идее резонанса  циклов работы мозга и ритма музыки , а также её насыщенностью звуками высокой частоты.

Согласитесь, очень заманчивый и приятный способ развития умственных способностей ребенка, к тому же полезный и в плане воспитания хорошего музыкального вкуса!

При этом призываю читателей проявлять критичность при поисках музыки Моцарта в интернете: очень часто по запросу предлагается совсем не музыка Моцарта (а подписанная его именем), лучше уж приобрести диск в музыкальном магазине, или при скачивании проконсультироваться со специалистами.



О пользе занятий ребенка танцами

Ученые из Медицинского колледжа имени Эйнштейна в Нью-Йорке доказали, что танцы благотворно влияют на развитие умственных способностей. Сочетание логики танцевальных па и свободомыслия в импровизации оптимизирует работу обоих полушарий на 76 процентов. Даже чтение книг и отгадывание кроссвордов не дает таких результатов.

Татьяна Черниговская, советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор., заслуженный деятель науки РФ в лекции "Творчество как предназначение мозга" говорит об искусстве танца и сложнейшей работе мозга танцора (смотреть фрагмент 2-3 мин  с 7 мин. 25 сек., в целом очень интересная лекция, очень рекомендую послушать в свободное время!) :



                                         Визуальные виды искусства 

Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект.
 В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Поэтому будет справедливо заметить, что приобщение к искусству и собственно творческая деятельность будет стимулировать развитие правого полушария мозга ребенка.

 

К одним из видов искусства, доступных для восприятия дошкольников,  являются визуальные виды искусства (живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, архитектура и др.)
Понятно, что маленький ребенок знакомится с визуальными видами искусствами посредством взрослых - близких родных и педагогов.
Детям дошкольного возраста наиболее близко и доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты. 
Так, наши кубанские дошкольники, знакомясь с изобразительными мотивами старинной русской, кубанской вышивки, выделяют ритм, повторяемость узоров, в схематичных изображениях угадывают образы коня, льва, жар - птицы, постигают символику цвета - белого, красного, черного. 
Возвращаясь к своему детству, которое прошло в Оренбурге, я вспоминаю изящные ажурные узоры пуховых паутинок, которые вязала моя бабушка Мария, те узоры напоминали скорее снежинки, зигзаги, вьюжные взмывающие линии, но и там присутствовал ритм, гармония.

 Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию.

  Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание простейших терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, музейных экспонатов и т.д.). Немаловажную роль для формирования такого понимания играют книги по искусству для малышей. 

Рекомендую заинтересованным читателям блога познакомиться с подборкой лучших книг по искусству для маленьких детей, которую  составила Газета The Art Newspaper Russia  - см. Здесь

 Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка.

Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме.

Словесное искусство

Постараюсь здесь быть уж совсем краткой. Приведу 2 цитаты:
1. С.Л. Рубинштейн: " Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повышает ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект."

 2. Иосиф Бродский: "Если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература, и в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель".

По - моему, очень сильно сказано! Читайте детям хорошую литературу, развивайте и обогащайте речь ребенка, приобщайте детей к искусству, и вы вырастите поколение умных, мыслящих, духовно богатых людей!

19 комментариев:

  1. А главное - дети очень тонко чувствуют искусство . И музыку (особенно дети с ОВЗ!) и живопись. Обязательно надо задействовать эти приёмы в работе с ними.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, Вам, как педагогу - психологу это известно из практики!)

      Удалить
  2. Ольга Анатольевна, интересные приемы работы с детьми! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, пожалуйста! Думаю, что и в библиотеке можно включать негромко классическую музыку)

      Удалить
    2. Какая хорошая идея - включать музыку в библиотеке! Точно! Тишина библиотеки, это, конечно, тоже своя "фишка" и потребность, но, мне кажется, что с музыкой хотя бы не в читальном зале, а в зале выбора книг было бы супер! Ольга Анатольевна, спасибо за идею. У меня нет коллег из библиотеки, но когда пойду за книгами - посоветую)

      Удалить
    3. Ирина, посоветуйте, вдруг приживется идея? а может быть уже кто - то так и делает? поэкспериментировать всегда интересно)

      Удалить
    4. Да, точно и еще делать опрос посетителей. Только так можно понять, что им действительно нужно. А то куда ни придешь везде СВОИ порядки, как будто все для себя делают, а не для клиентов.

      Удалить
  3. Ольга Анатольевна, Добрый день. Спасибо, очень интересный и полезный материал. Что говорить, современный ребенок совсем другой, он растет в мире гаджетов и виртуальности. И только живое искусство, общение, чтение книг оказет неизгладимое влияние на его духовно-нравственное развитие, поможет социализироваться, окажет содействие в воспитании.
    С Вашего позволения отправлю ссылку на школьный сайт. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! К сожалению, немногие дошкольники слушают классическую музыку или посещают с родителями музеи. Хотелось бы, чтобы родители понимали, что искусство - это не развлечение, а мощный стимул в развитии и воспитании ребенка.

      Удалить
    2. Все верно, Ольга Анатольевна. Вот в нашей семье дети с самого раннего возраста ходят со взрослыми в музее, на выставки, в театры. Внученька очень любит рассматривать репродукции знаменитых картин, а вот классическую музыку мы с ней еще не слушали. Вот завтра и начнем (завтра я - бабушка, выдался свободный субботний вечер)

      Удалить
    3. Анна Борисовна, я желаю вам успеха в воспитании маленького слушателя классической музыки!)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!Спасибо за ценную информацию. Она как раз для меня. То что на некоторых детей музыка просто завораживающе действует, я уже заметила, но это не Моцарт. А теперь будем слушать Моцарта. Мне даже самой интересно, какая будет реакция)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Думаю, для результата будет нужна систематичность - успеха Вам!)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Искусство должно жить в ребёнке с самый ранних лет! Только так наши дети вырастут настоящими ценителями прекрасного, с удовольствием будут слушать классическую музыку, читать правильную художественную литературу, которая развивает, а не просто отнимает время... Спасибо Вам за пост - я под огромным впечатлением...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Рада, что пост нашел у Вас отклик. К стати, Ваше увлечение рисованием должно также благотворно влиять и на Ваши умственные способности)) Татьяна Черниговская считает, что мозг остается пластичным и в зрелые годы, а не только в детстве)

      Удалить
    2. Я имела ввиду в целом взрослых, занимающихся творчеством. Тоже рисую время от времени, вот задумалась - так уж сильно это занятие влияет на мозг? Проверить-то трудно))

      Удалить
  6. Однажды я привела в Эрмитаж дочку подруги. Девочке было всего 2,5 года и мне почему-то очень захотелось взять ее с собой и показать ей картины... Примерно часа через 2 она захотела кушать и пить, и мы стали искать где можно перекусить, немного заблудившись в коридорах. И проходя мимо одной из смотрительниц Эрмитажа я услышала: "Еще бы грудного ребенка привела"...
    "Вот это даааааа.....", подумала тогда я и немного смутилась, хм..может, правда, девочка совсем еще мала и ничего не понимает. И знаете... Прошли годы, я уже много раз читала про такие исследования о влиянии музыки и искусства на маленьких детей и самих взрослых, от чего сделала вывод не слушать таких ворчунов, а дальше брать детей на мероприятия. Люди в любом возрасте все равно получают удовольствие от посещения культурных мест.
    А что та девочка? Она уже подросла и очень любит театр)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересная и показательная история) Смотрительница консерватор, а малышка - молодец, 2 часа - это для ребенка такого возраста очень много, значит было интересно!)И вот - результат)

      Удалить
    2. Да, было интересно, мы после обеда продолжили осмотр, дооолго были в Эрмитаже. Если малыш не вглядывается, например, в картины, как мы долго и пристально, то мы думаем, что детям неинтересно. А на самом деле малыши просто быстрее все "схватывают на лету", поэтому они вроде бы не видели, но все запомнили. И я не раз проверяла. Задашь потом вопрос и ведь дети правда ответить могут и даже описать что к чему. Супер!

      Удалить