пятница, 19 января 2018 г.

Участвуем в международном проекте!

Уважаемые коллеги и родители, близкие взрослые детей младшего (до 8 лет) возраста, приглашаю вас принять участие в традиционном международном проекте ОМЕP по образованию для устойчивого развития!
Национальный руководитель проекта в России  Наталья Александровна Рыжова -  доктор педагогических наук, профессор МГПУ, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, Лауреат Национальной Экологической Премии им. В.И. Вернадского, Лауреат Премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды, Почетный работник общего образования РФ.
Педагогам ДОО Наталья Александровна хорошо известна как автор программы по экологическому образованию дошкольников "Наш дом -- природа", соавтор примерных программ "Мир открытий" и "Истоки". 
Проект несложен в реализации, носит комплексный характер с акцентом на экологическое воспитание детей, имеет высокую социальную значимость.

Организация ОМЕP определила образование для устойчивого развития как свой главный проект на ближайшие годы.

 Что такое "устойчивое развитие"? 

Развитие Человечества в прошлом было ориентировано на быстрый рост экономики, что привело к беспрецедентному по масштабам вредному воздействию на биосферу. Возникли противоречия между все возрастающими потребностями мирового сообщества и ограниченными возможностями биосферы по их удовлетворению.

Было доказано, что устранение возникших противоречий и дальнейшее улучшение качества жизни людей возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего механизмы саморегуляции Природы.

Термин «устойчивое развитие» впервые был применен в 1980 г. В природоохранный лексикон Концепция устойчивого развития вошла после конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

Устойчивое развитие – возможность экономического роста без ущерба комфортности проживания будущих поколений.
В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между Обществом и Природой»./Источник/
  
Наталья Александровна Рыжова о проекте (источник) :

Рыжова Н.А.


Особенность проекта по образованию для устойчивого развития – рассмотрение не только экологических проблем, но и некоторых социальных (решение проблем окружающей среды совместно с государственными и общественными организациями, семьей, обращение детского сада в муниципальные органы и т.п.), экономических (например, проблемы экономии воды и энергии, сбора мусора) аспектов нашей повседневной жизни, проблемы сохранения разнообразия культур, соблюдения прав ребенка (в том числе и права на здоровую окружающую среду). Вы можете рассматривать все проблемы в комплексе или выбрать только одну из них.

Цель проекта – собрать информацию о представлениях детей, об их восприятии и понимании логотипа Конгресса ОМЕП и усилить внимание участников ОМЕП к образованию для устойчивого развития.

1-я часть проекта (срок реализации январь 2018 г.)

 – интервьюирование (опросы) детей c использованием рисунка (логотипа Конгресса ОМЕП) и обобщение результатов.

 Поскольку проект координируется всемирной организацией ОМЕП, все участники должны работать в одинаковых рамках. Необходимо использовать руководство для проведения собеседования (интервью), в котором описаны основные принципы работы и даны сами вопросы. Очень важно, чтобы интервьюеры работали по сходным методам. Благодаря этому мы сможем сравнить и обобщить ответы детей со всего мира.

Интервьюирование (опросы) детей (1-8 лет) требует определенных умений: во время опроса интервьюер должен уметь слушать ребенка и очень стараться понять, о чем он говорит. Не существует правильных ответов на поставленные вопросы, нет даже таких легких ответов, как «да» и «нет». 

Подготовка к интервью
Выбирая детей для собеседования, не забывайте об установленных национальных стандартах для проведения исследований с детьми, включая требования о получении разрешения учреждения (если это необходимо); о получении согласия детей и родителей, и соблюдении конфиденциальности (анонимности). Лучше получить всего несколько ответов, имея соответствующие разрешения, чем большее количество ответов, но без соблюдения соответствующих этических принципов.
Вы можете выбрать сами, показывать ребенку или детям картинку (дети очищают земной шар) на листе бумаги или же на мониторе компьютера.
 Выберите подходящее, удобное место. Интервью можно проводить как с отдельным ребенком, так и с парой детей или с небольшими группами. Вы можете использовать бумагу и ручку, диктофон, видеокамеру, не забывая при этом об этических аспектах. 

Вступление
Скажите ребенку (детям), что у вас есть рисунок (который относится к проекту), и что вы очень заинтересованы в том, чтобы поговорить с ребенком об этой картинке. Перед беседой вы не должны произносить слова «устойчивое развитие» или рассказывать о концепции устойчивого развития.(обсуждать что-либо в такой терминологии с дошкольниками вообще нет смысла, но бывает, что педагоги понимают задачу буквально, отсюда и эти рекомендации - примеч. автора блога) Мы заинтересованы именно в детских высказываниях, без любых подсказок и каких-либо установок взрослых. Если вы используете диктофон или видеокамеру, можете познакомить детей с этой техникой перед интервью. 

Вопросы для интервью
(адаптированные с учетом специфики российских детских садов) 

- Спасибо за то, что ты обсуждаешь со мной этот рисунок и делишься своими мыслями о нем. 

- Пожалуйста, посмотри на рисунок. Расскажи мне об этом рисунке. Что здесь происходит? (О чем эта картинка?) Расскажи мне еще что-нибудь. Что еще ты видишь на этой картинке?

- Следующий вопрос: Зачем дети это делают?

- Может, ты хочешь еще что-нибудь рассказать мне об этой картинке?

- Что нужно сделать для того, чтобы сохранить природу и нашу окружающую среду? А что ты можешь для этого сделать? Что нужно сделать для этого в нашем детском саду? 

В тех случаях, когда это уместно, спросите подробнее:
- Слышал ли ты об устойчивом развитии? Знаешь ли ты, что означают эти слова? 

Спасибо за то, что ты уделил мне время. Теперь я запишу все твои (ваши) ответы и пошлю их во всемирную организацию ОМЕП (которая интересуется тем, что думают дошкольники об окружающем мире). 

Пожалуйста, давай проверим:

- сколько тебе лет, ты девочка (мальчик), твое имя (или вымышленное имя).

Интервьюер также записывает также следующие данные:

- индивидуальное интервью, интервью в паре, интервью в группе;
- дату и время проведения интервью;
- место (например: в детском саду/дома и т.д.);
- местность (городская/сельская и т.п.).

По окончании интервью:
- запишите все ответы детей настолько точно, насколько это возможно (в том варианте, в котором давали их дети);
- укажите кратко исходные данные: количество девочек и мальчиков, их возраст, место проведения интервью и т.п.;
- пожалуйста, приведите некоторые значимые или особо выразительные цитаты
- добавьте фотографии или рисунки детей, имеющие отношение к теме (убедитесь, что у вас есть соответствующее разрешение );
- добавьте видеофргаменты (например, видеозаписи ответов детей);
- укажите, кто проводил интервью – имя, отчество, фамилию, должность, координаты;
Результаты опросов 
Нужно ли самим обобщать результаты интервью? Нет, не нужно. Присылайте, пожалуйста, только рабочие материалы, так как для обобщения существуют специальные единые требования.Отправьте ваше сообщение национальному руководителю проекта Н.А. Рыжовой – ryzhovoi@yandex.ru

 2 часть проекта (срок реализации - 1 февраля - 30 апреля 2018 г.)

Цель второй части проекта - реализовать на практике образование для устойчивого развития совместно с детьми, накопить информацию и лучше понять идеи и действия детей младшего возраста в рамках образования для устойчивого развития.

 На реализацию идей образования для устойчивого развития вас могут вдохновить 7 принципов (7R):

1. Уважение (у ребенка есть свои права)

2. Осознание (люди разных культур смотрят на мир по разному) 

3.Переосмысление (люди начинают ценить то, что не ценили раньше - смена системы ценностей)

4. Переиспользование (старые вещи можно использовать по новому - повторное, многократное использование вещей)

5. Экономия (с меньшими затратами можно сделать больше - экономия материалов, ресурсов)

6. Переработка (ненужные вещи снова станут кому-то полезны - сбор, утилизация, переработка отходов)

7. Перераспределение (можно использовать ресурсы более справедливо - обеспечение равного доступа к ресурсам)

Необходимо организовать работу с детьми так, чтобы она была в той, или иной степени связана с 7 принципами (одним, двумя или несколькими).

Дети, педагоги, родители или другие взрослые вместе решают, как организовать образование для устойчивого развития в проектах; что можно сделать в повседневной жизни, на чем сконцентрировать свои усилия. После опроса детей педагоги уже будут знать мнения детей о наиболее важных для них проблемах, касающихся устойчивого образа жизни, поэтому вторая часть проекта может быть продолжением и опираться на мнения детей, которые мы узнали во время интервьюирования.

Отправной точкой проекта может стать вопрос: "Что мы можем сделать для того, чтобы изменить к лучшему окружающую среду в детском саду, в городе, в поселке
, дома?", "Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?" 


Результаты выполнения второй части проекта (высылаются до 30 апреля 2018 г.)

 Что присылать национальному руководителю проекта Н.А. Рыжовой – ryzhovoi@yandex.ru :

 1. Ответы детей на вопросы «Руководства» для второго этапа. 
  2. Описание проекта, презентации, отдельные фотографии и видео, детские работы (фотографии, сканы). Дополнительно к презентации высылаются отдельные фотографии хорошего качества. 

Участники проекта получают диплом международного образца.    

Пост отправляю в Детскую галерею и в сообщество Дошкольное образование

7 комментариев:

  1. Спасибо за рассказ об интересном проекте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна,проект мне интересен направленностью в будущее и - учетом мнения маленьких детей.

      Удалить
  2. Оля, будешь отчитываться,как идут дела. Интересно,что из этого получится)

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Проект интересный и необычный, что получится в итоге - так не скоро узнаем... Пусть у Вас всё получится, будет поддержка и активность!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Вы правы, это работа на отдаленный результат, но и в ближайшее время можно многое сделать, спасибо за поддержку!)

      Удалить