четверг, 1 февраля 2018 г.

Дети о нашей планете


Первая часть нашего участия в международном проекте ОМЕП по образованию для устойчивого развития завершена. Напомню, что она заключалась в интервьюировании детей в процессе  рассматривания логотипа Конгресса ОМЕП.

Материалы  опроса зафиксированы и высланы национальному руководителю проекта в России Наталье Александровне Рыжовой.
Опрашивали детей от 4 до 7 лет, в проекте приняли участие 4 группы, а также мной проведены индивидуальные интервью с детьми разного возраста. Делюсь с читателями блога некоторыми высказываниями детей (в буквальном изложении).

  На вопрос: «Что вы видите на картинке?» прозвучали  такие ответы :


- Дети заботятся о планете.



- Дети делают планету Земля.


-  Дети поливают глобус.

- Это дети, они играют как-то с миром, круглым, где мы живем (4 года).

- На этой картинке планета, шар. Еще я вижу ребят, мальчиков и девочек, которые моют этот шар. Некоторые моют чайником, из ведра тряпкой, некоторые губкой, некоторые мочалкой, а некоторые руками.

- Наша планета чистая такая, светлая, и все равно мы ее чистим. Дети маленькие трудятся: из ведерок, чайников моют её.
- На ней грязь от сапожек.

- Я вижу маленьких детей, они моют землю; картинка мне нравится потому, что на ней разные дети - и черненькие, и беленькие;

- Я думаю, что это был огромный камень, а дети его разукрасили.

- Я вижу, что дети моют планету: девочки и мальчики.

- Дети моют планету, я увидел, что мальчик поливает из чайника планету.

- Дети поливают планету из чайника, они хотят, чтобы на ней цветочки росли.

Ответы на вопрос: "Как вы думаете, а почему наша планета стала грязной?"

- Потому что некоторые люди бросили планету в грязь.

- Она (планета) испачкалась, упала и испачкалась.

- может, комета её столкнула? (4,5 года)

- Потому что люди бросали мусор.

- Земля была грязная, потому что мухи разносят грязь, микробов. Они же летают на помойках, мусорках.

- Потому что на нее напали черные злые квадраты (4,5 года.)

- Потому что некоторые люди бросают объедки от конфет, съели банан, выбросили на землю, и от этого планета становится грязной.

- Я думаю, что машины, не легковые, загрязняли её дымом.

- Планета грязная, потому что машины пускают газ на Землю (5 лет).

- Дети случайно разлили краску.

- От черной краски.

- От мусора.

- От пожара. Если костер оставят туристы, может быть лесной пожар (5 лет).

- Если пожар, то загрязняется воздух.

- Воздух загрязняют хлопушки, когда они хлопают.

Ответы детей на вопрос «Что нужно сделать, чтобы сохранить природу и нашу окружающую среду?»:

- можно избавиться от таких людей,  которые бросают мусор, можно отвезти их в один  город;

 - можно почистить землю, убрать мусор в контейнеры, всякие коробочки и научить людей хорошим манерам;

- надо не сорить;

-ухаживать за планетой, убираться;

- я бы везде поставил знаки, что нельзя убивать животных;

- если бы животные заболели, я бы их лечила;

- нельзя кидать камни в дерево.

- надо посадить цветочки;

- надо зернышки птичкам давать;

- надо беречь травку;

- надо, чтобы была чистота;

- не бросать мусор в воду;

- чтобы машины ездили без бензина, на батарейках;

-  сажать деревья, поливать их;

- нельзя загрязнять природу;

- мы должны мусор бросать в мусорку;

- надо красить деревья, чтобы их жучки не ели;

- можно, если люди насорили, пойти на Кубань – реку  с пакетом и собрать весь мусор, еще дворник может собрать мусор.

В целом выяснилось в процессе опроса, что дети имеют некоторые представления об экологических проблемах, но достаточно узкие - большинство ответов сводилось к тому, что Земля грязная от мусора, который бросают "плохие" люди.

II часть проекта OMEП - работа с детьми по формированию экологического мировосприятия: отправная  точка - это вопрос: "Что мы можем сделать для того, чтобы изменить к лучшему окружающую среду в детском саду, в городе, в поселке
, дома?", "Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?"  Исследовательская проектная деятельность с детьми продолжится с февраля по апрель. 
К стати, у нас уже есть успешный опыт в этом направлении - это  создание с детьми старшего дошкольного возраста мультфильма "Как море проучило невоспитанных туристов" (идея мультфильма, сценарий и методическая разработка - моя, а реализовали идею мы с коллегой, старшим воспитателем Тамарой Степановной Швайка).

Когда Школа мульттерапии объявила конкурс методических работ в области воспитания посредством коллективной анимационной деятельности, я решилась выслать методическую разработку и наш мультфильм (методическую разработку можно посмотреть или скачать Здесь). 
 В выбранной номинации "Мультфильмы детей и эссе" было 13 участников  (а всего более 40)- см. Сводная таблица работ, принятых к участию в конкурсе


 


 


Итоги конкурса были подведены в августе 2017 г., о том, что мы стали победителями узнали в конце сентября, но обещанных призов или грамот мы не дождались пока.


 Грустно то, что с одной стороны, времени на наш "Фантик" у нас в этом году совсем нет (стыдно детям в глаза смотреть, они все спрашивают, когда мы будем заниматься), а с другой, что не удалось нам с Тамарой Степановной зажечь искорку в наших педагогах - желание научиться делать с детьми мультики и использовать этот подход в воспитательной и образовательной работе с дошкольниками((

Но кто знает, может быть еще все впереди?

17 комментариев:

  1. Оля,про искорку. Это нормально, что люди не готовы брать на себя дополнительные обязанности и нагрузку.
    Если вам это доставляет удовольствие и приносит удовлетворение - делайте не благодаря,а вопреки - и воздастся вам сторицей)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, конечно нормально, но у методиста такие обязанности - продвигать передовые педагогические технологии.Никто никому ничего не навязывает, да и не к педагогам претензии, к себе.
      Нужно проводить мастер - классы, показывать примеры использования детской анимации в дошкольном образовании, примеры, когда анимация, созданная педагогом, используется для реализации конкретной образовательной задачи. На это нужно время, которое у нас, методистов в последнее время (сорри за тавтологию)тратиться совсем на другое, даже и развивать эту тему не хочется...
      Но это не значит, что работа не будет продолжаться)

      А по поводу "сами" - легко (даже если не легко) сделать классно все самому, куда сложнее заинтересовать и научить людей.

      Удалить
    2. И даже не научить сложнее, а заразить желанием эти знания применять ренулярно и с удовольствием. Пока человек не найдет свой интерес,делать не будет.
      Несколько раз проводила учебу блогеров, и ведь начинали люди это дело,но по факту - скоро как 9 лет, а я все одна, регулярно пишущая на НАО-блогосклоне)

      Удалить
    3. Вот именно. Насчет блогов и у нас та же песня - моя энергия, обучение и помощь, создали (в одном учреждении!)около 12 блогов. И сколько действующих? ...

      Удалить
  2. Увы, не все готовы на работе гореть, а ведь ребятишкам именно этого в каждом из нас и не хватает.
    Поздравляю, Ольга Анатольевна с победой в конкурсе. Пусть все сложится успешно с реализацией данного проекта, старт которому был дан такими непосредственными ответами детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, это так. Спасибо за поздравление!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Мне тоже на пути встречались "люди-огнетушители", способные потушить любую разгорающуюся инициативу.
    Сейчас очень мало "людей-зажигалочек", способных зажечь.
    А если быть точнее, сейчас очень мало того, кого МОЖНО зажечь, потому что вокруг сплошь , пластик, стекло, металл и бетон. А если встретишь "подходящее полено", то в лучшем случае получится отщипнуть несколько лучинок, а дальше глянешь - гнилушка...
    Жаль, что такое хорошее дело зачахло. Детям-то нравилось :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Ну уж, я не думаю так о своих коллегах - "пластик, стекло и бетон")))) Они очень живые, чуткие, я их уважаю и люблю.
      А вот о способности "зажечь" надо думать.

      Дело не зачахло, просто совмещать экспериментальную деятельность и административно - методическую работу в этом году не удается.
      Я написала программу кружковой работы по обучению детей анимации, получена положительная рецензия МКУ КНМЦ, надеюсь со временем сможем ввести в допобразование. Сейчас еще уйму времени занимает подготовка комплектации новой пристройки, да и не только это...

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, Вы меня обрадовали!
      А то я совсем огорчилась,что такое прекрасное начинание "ушло в спящий режим".
      Я помню, с каким удовольствием мы, взрослые, делали мультики. Представляю, насколько это интересно малышам.
      УРА! Делу быть!

      Удалить
  4. Какие интересные ответы малышей на трудные вопросы! Я бы в их возрасте просто промолчала. Замечательный проект!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, современные дети очень самостоятельные и на все имеют свое мнение))

      Удалить
  5. Такими и бывают детские ответы- всегда неожиданные) Ваш мультфильм замечательно дополнит проект!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вот и я люблю малышей за свежесть точки зрения!)) Спасибо, Оксана Дмитриевна!

      Удалить
  6. Ольга Анатольевна, пусть награда найдет героев!
    Жаль, что идея мультипликации не была подхвачена коллегами. Это все же сложноватый процесс. Возможно, что-то оказалось непонятным, поэтому выстроился блок. Но всему свое время. Семена посеяны, просто нужно время, чтобы они проросли.
    Я тоже расстраиваюсь порой как методист. Акция "пряники для птиц", которую я тиражировала на город, была поддержана только единицами школ. Но потом я просто плюнула и стала делать пряники с кружковцами для своего центра, а потом разослала по школам отчет, как мы делали то и это, с фотками и отзывами детей. И учителя проявили активность, когда увидели, что это возможно, и что эффект есть от акции в глазах детей. В акцию вовлеклись уже 40% школ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, спасибо. Да, не самый легкий для педагога вид деятельности с детьми, Вы правы.
      И, Вы правы - наиболее убедителен личный пример!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Мне тоже жаль было оставить в 200 детском саду оборудованную и готовую к анимационному творчеству мультстудию...
    Сейчас у меня к сожалению нет на это время, хотя я постаралась донести идею новому своему коллективу. Проявили интерес, что-то уже получается, но это всего лишь первые несмелые шаги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Ну что же, зато у коллег из 200 ДОО есть отличная база для занятий мультипликацией с детьми, думаю, они с благодарностью вспоминают Вас)
      Да, время на сегодняшний день - самый ценный ресурс, приходится тратить его очень экономно, выделяя приоритеты. Не сомневаюсь,Виктория Александровна, что Вы вдохновите педагогов на применение интересной формы работы с детьми, и все получится, тем более, есть у кого проконсультироваться). Искренне желаю успеха!

      Удалить