пятница, 2 ноября 2018 г.

"Тренажерный зал" для головного мозга и другие новинки


На этой неделе (31 окября) я побывала на VIII Всероссийской научно - практической конференции с международным участием "Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста".

Конференция состоялась в Кубанском государственном университете физической культуры и спорта. О чем там говорили участники конференции, что нового я узнала, что понравилось и что вызвало у меня критическое отношение - этот пост.
Прежде чем перейти к обзору конференции, уделю несколько слов архитектуре здания, где располагается университет физической культуры и спорта. Здание было построено в 1913-1914 г. для коммерческого училища, является памятником архитектуры. Архитектор Иван - Августин Клементьевич Мальгерб (с 1.10.1896 г. по 1903 г. - городской архитектор Екатеринодара).

Фото - источник
Очень симпатично выглядит лестница в здании, лично мне напоминает театр.




Ну а в коридорах - вот такие плакаты из жизни студентов - газеты. фотографии из праздничных выступлений и фотографии почетных работников университета и выпускников - олимпийцев...







Конференция проходила в зале заседаний №211 на 2 этаже. После регистрации все участники (в зале я насчитала около 140 человек)  получили Программу конференции, в которой были обозначены цель, направления работы и собственно список выступающих и тем выступления.


К сожалению, полное ФИО, должности и учреждение были указаны в Программе только для Пленарного заседания. Участники "Круглого стола" просто обозначены фамилиями с инициалами и указаны темы выступления. Так что, если тебя что-то заинтересовало, только идти лично знакомиться. 
И еще - мне странно , что у выступающих (хотя бы у выступающих, не у всех участников) нет бейджиков. Та же картина ежегодно наблюдается на фестивале "Новые идеи - новой школе". 



Официальное открытие конференции началось с выступления ректора КГУФКСТ, профессора Ахметова Султана Меджиновича. 
Он отметил, что в университете значительное внимание уделяется проблеме формирования личности детей дошкольного возраста средствами физической культуры. КГУФКСТ является безусловным лидером среди ВУЗов отрасли по научно - методическому оснащению физкультурного воспитания дошкольников. 

С 2010 года на базе КГУФКСТ проводится научно - практическая конференция с привлечением ведущих специалистов, исследователей и практиков. принимающих активное участие в обеспечении качества процесса физического развития детей дошкольного возраста.

Этой проблемой также серьезно занимаются и ученые кафедры физиологии, адаптивной физической культуры, анатомии и спортивной медицины, психологии и других кафедр.
Еще одним подтверждением внимания, которое уделяется в КГУФКСТ проблеме физического воспитания дошкольников являются многочисленные защиты в диссертационном совете университета.

В заключение своей речи Султан Меджинович выразил уверенность, что итоги конференции послужат стимулом для продолжения научного поиска, обмена практическим опытом и в вопросах совершенствования, и в дальнейшем будут способствовать развитию процесса воспитания детей дошкольного возраста.

Со звуком было все отлично, а вот презентации (не только
в этом выступлении) отражались очень бледно, особенно
 печально, когда на слайдах был текст или таблицы
После вступительного слова Ахметова С.М. слово было предоставлено Максимовой Светлане Юрьевне, доктору педагогических наук, профессору, заведующему кафедрой теории и методики   физического воспитания ФГБОУ ВО "Волгоградская академия физической культуры" . Тема: "Методические особенности адаптивного физического  воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" 
Светлану Юрьевну слушать было  интересно: рассказывала без опоры на записи, очень живо о том, как обеспечить физическое развитие детей с ЗПР и синдромом Дауна. Кафедрой разработана батарея диагностических тестов для детей с синдромом Дауна, есть эти материалы и в библиотеке КГУФКСТ.
Основное направление работы по физической реабилитации с такими детьми - это упражнения координационного характера, направленные на формирование способности к 
  • согласованию двигательных действий, 
  • удержанию равновесия, 
  • ориентировке в пространстве, 
  • мелкомоторной организации локомоций, 
  • дифференцировке мышечных усилий,
  •  ритмичности локомоции, 
  • перекрестному согласованию движений.
Экспериментально - исследовательская работа с детьми с ЗПР и с синдромом Дауна проводится с привлечением волонтеров - студентов первокурсников. Как мотивировать ребенка выполнить задание? Успешно применяется сюжетно - ролевая гимнастика с имитационными упражнениями, драматизация.
Особенную трудность вызывает у детей с ОВЗ такого характера  выполнение общеразвивающих упражнений - они просто не хотят заниматься. Здесь был случайно найден эффективный методический прием - поддержка аплодисментами (этот прием использовался с детьми с синдромом Дауна) Педагог или волонтер показывает правильно упражнение и ему все аплодируют, затем выходит ребенок, выполняет упражнение и ему аплодируют. Оказалось,что этот простой прием позволяет не только мотивировать детей на выполнение задания, но и  значительно улучшить качество движений.
Еще один прием - чередование ОФП  (10 мин) с кардионагрузкой (бег 3 мин), позволяет поддержать работоспособность детей. 
Также в работе с детьми указанной выше категории ОВЗ успешно применяется музыкально - ритмическая организованная двигательная деятельность.
Основная цель такой работы - помочь детям овладеть способностью координировать свои движения, социализировать детей, чтобы со временем человек смог обслуживать себя, элементарно сходить в магазин за продуктами и т.д.

Следующий докладчик - заведующая кафедрой развития ребенка младшего возраста ИРО Краснодарского края Романычева Наталья Витальевна.  Тема - "Основные векторы изменений в деятельности ДОО, реализующей требования ФГОС ДОО".
Не буду углубляться в обзор этого выступления, основная мысль - это то, что работа с детьми должна строиться в личностно - ориентированной парадигме, а требования ФГОС ДО педагоги - "дошкольники" уже изучили хорошо за 5 лет. 
Наталья Романовна призывала к внедрению новых программ дошкольного образования и вскользь заметила, что программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Веракса, по которой работают большинство ДОО, достаточно сложная для реализации.

Ну не знаю, смена программы, как смена названия улицы в городе - тащит за собой финансовые расходы, энергетические и временнЫе  затраты - переписывание документов, приобретение сопровождающей методической литературы, собственно освоение новой программы воспитателями. Так что надо 10 раз подумать и все взвесить.

В программу конференции почему- то были включены некоторые выступления на темы, не связанные с физкультурным воспитанием, на них не буду останавливаться. А из выступлений в рамках круглого стола мне понравились темы: 

"Детский туризм как средство формирования интегративных качеств личности старшего дошкольника" (ДОО № 138, Краснодар, инструктор по физической культуре Селиверстова Н.А.).  Наталья Анатольевна ведет блог "Физкульт-Ура!" и является участником конкурса "Лучший блогер 2018". Надеюсь, что в своем блоге Наталья Анатольевна расскажет более подробно о своем опыте. Как я поняла, все же детский туризм (дошкольники)  без активного участия родителей никак не организуешь., а на территории ДОО - лишь элементы.

"Взаимосвязь развития движений ног и речи у детей с проблемами речевого развития" (Ефимцева С.И., Гуровская Г.А. - вот не успела я записать № ДОО, должности - дефектолог и воспитатель группы детей с ОВЗ (ЗПР)

Источник картинки
В поисках эффективных путей преодоления отклонений в развитии детей педагоги пришли к мысли, что целесообразно регулярно делать с детьми не только традиционную пальчиковую гимнастику рук, но важно регулярно делать самомассаж и гимнастику пальчиков ног, так как известно, что на стопах человека находится более 70.000 нервных окончаний, образующими рефлексогенные зоны, которые связывают участки стопы с определенными внутренними органами, и с физиологическими системами. На подошвах проекционные зоны внутренних органов расположены очень близко друг к другу, и имеют четкие границы. Рефлексологи рассматривают подошву стопы как карту человеческого тела.(источник)

Регулярное выполнение детьми таких упражнений, как прокатывание босыми стопами ребристых цилиндров, собирание (захват) пальчиками ног мелких предметов, массаж зоны проекции мозга (середина подушечки большого пальца), и т. д. позволили заметить положительное влияние этих манипуляций на развитие познавательных процессов детей, речи.
Максимова Светлана Юрьевна посоветовала педагогам найти научного руководителя и более детально исследовать эту тему.

И наконец,  заключительное выступление осталось для меня "анонимным", т.к. в программе не было обозначено совсем (видимо заменили отсутствующих), а после объявления сразу не записала - кто докладчик, воспитатель. Тема: "Нейробика"
Далее привожу текст из источника (нашла в интернете, почти слово в слово соответствует тексту выступавшего докладчика, но заслуга воспитателя в том, что она применяет этот метод в работе с детьми) 
Нейробика — это зарядка для ума, разработанная  американским нейробиологом Лоуренсом Катцом. Ее суть заключается в организации работы всех пяти чувств человека необычным способом.
Катц доказал, что при постоянном выполнении одной и той же задачи, человеку становится труднее сконцентрироваться на новом материале, деле или проблеме. Однотипные дела  приводят к ухудшению памяти и уменьшению концентрации внимания. Связь нейронов  (клеток головного мозга) ухудшается, а это приводит к снижению умственных способностей.
Принцип нейробики довольно-таки прост — каждый день привычную рутину разбавлять новыми впечатлениями, задействующими хотя бы один из органов чувств. Также смысл зарядки для ума, разработанной Катцом,  заключается в выполнении необычным способом обычных действий.
Нейробика (занятие нейробикой) полезна в любом возрасте. Детям эти упражнения позволяют лучше сконцентрироваться при усвоении новых знаний. Взрослым упражнения нейробики помогут избежать возрастного ухудшения памяти и позволят поддерживать свой мозг в тонусе.
Нейробика также способствует развитию воображения и абстрактного мышления, уменьшению депрессии и восстановлению нервных клеток.

Упражнения нейробики (для читателей блога:), источник тот же)

Упражнения нейробики характерны выполнением рутинных и привычных дел необычным и непривычным способом.

Меняйте привычные маршруты дороги до места работы (в магазин или детский сад), по которым привыкли ходить каждый день, даже если они займут больше времени. Привычная дорога притупляет восприятие реальности. Ищите новые маршруты. Если вы добираетесь до места работы на автомобиле, чаще старайтесь ездить по незнакомым вам улицам. Таким образом развивается пространственная память.

Если вы правша, то, что вы обычно делаете правой рукой (причесываетесь, чистите зубы, держите ложку во время еды и т.д.), попытайтесь делать левой. Если левша – правой. Каждый день по несколько строчек пишите левой рукой (ели вы правша), а левши – правой. Данное упражнение для ума  отлично стимулирует проводящие пути и укрепляет связи между обоими полушариями мозга. Это положительно сказывается на развитии интеллекта.


источник картинки
Задействовать новые цепочки нейронов помогут новые запахи. Проснувшись, разнообразьте обычный запах утреннего кофе, понюхайте какой-нибудь новый аромат.

Одно из важных упражнений нейробики, являющееся хорошей гимнастикой для ума – выполнение рутинных дел закрытыми глазами или передвижение на ощупь. Это активизирует мало задействованные в повседневной жизни сенсорные участки головного мозга.

Нейробика рекомендует развивать тактильные ощущения. Научитесь исключительно прикосновением пальцев различать монеты разного достоинства. Освойте систему письма и чтения для слепых (шрифт Брайля).

Чаще посещайте новые места и заводите новые знакомства. Если вы путешествуете по другим странам, постарайтесь как можно больше узнать, увидеть и услышать.

Читайте новые журналы, газеты (обращайте внимание на статьи, которые вас раньше не интересовали) и книги. Польза чтения очевидна, а в данном случае вдвойне.

Отвечая на вопросы, придумывайте нестандартные ответы.

Готовьте новые блюда. .

Самостоятельно придумывайте новые анекдоты и шутки и обязательно делитесь ими со знакомыми. Помимо того, что таким образом вы делаете зарядку для ума, вы еще и занимаетесь развитием креативности и креативного мышления.

Попробуйте  смотреть телевизор с выключенным звуком. При этом старайтесь понять, что происходит, воспроизвести диалог (монолог).

Время от времени обновляйте интерьер своей квартиры. Раз в неделю переставляйте вещи в доме и на рабочем столе. Ежедневно обновляйте фон компьютера.

Вносите разнообразие в свой досуг.

Нейробиологи считают, что одежда воздействует на образ мыслей человека и его ощущения. Старайтесь сделать свой гардероб более разнообразным и не бойтесь менять имидж.
Внесите разнообразие в свою жизнь!)

Конференция закончилась, участники получили сертификаты и разошлись. Будет еще сборник по материалам конференции, в который войдет и статья моих коллег (заочное участие), но это уже через месяц.
Еще раз посетовала, что вот и буклеты никто из выступающих не приготовил, хотя для методических объединений (городских семинаров) это уже стало традицией - удобно, в буклете - идея, тезисы выступления, контакты. И много их не надо заготавливать - штук 10 вполне достаточно, одному слушателю интересна одна тема, другому - другая.
В целом конференция мне понравилась, спасибо организаторам. А что для вас, уважаемые читатели, оказалось новым, или полезным в моем рассказе?

29 комментариев:

  1. Очень красивый университет, Ольга Анатольевна! Интересная конференция!

    ОтветитьУдалить
  2. Нейробика - интересный опыт! столько интересного на конференции не только для воспитателей, но и для многих читателей-неспециалистов! Оля, спасибо за рассказ!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирин, мне нравится посещать такие мероприятия, всегда что-то новое и для себя приобретаешь, не только в рамках профессии.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Вот и стало для меня одной тайной меньше!)))) Много раз проходила мимо, проезжала, но всегда было интересно, что же внутри "инфиза"! Лестница потрясающая, действительно. как в театре!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я в прошлом году первый раз в "инфизе" побывала на Первом международном конгрессе помогающих профессий и еще тогда в эту лестницу влюбилась)) Но все как-то стеснялась сфотографироваться сама на ее фоне)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!Нейробика -отличная зарядка для ума и Ваши варианты для его тренировки! Правда недостаток времени (ведь придется все переделывать после тренировки обычным способом) !)
    А вот прием поддержка детей для выполнения задания аплодисментами применим не ко всем детям ЗПР. У меня есть такие дети. И они не будут ничего делать, если на них сосредоточить внимание таким способом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Спасибо за Ваше замечание! Здесь я допустила неточность - рассказ был об эспериментальной группе ребятишек с синдромом Дауна, но и они наверняка тоже разные бывают.
      А нейробика...лично я буду пробовать) Уже сеть идеи)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Посты дошкольников я теперь читаю с особым интересом))) Спасибо за абсолютно новую для меня информацию, о нейробике я и не слышала, хотя на интуитивном уровне основной тезис и так понятен и я стараюсь ему следовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Александровна! Я Вас понимаю, в статусе мамы все по другому воспринимается))
      Практически все, о чем говорилось на конференции в той или иной мере применяется давно, может быть не так системно, и не такими научными словами названо. Чем прятки не упражнение нейробики?)

      Удалить
  6. Ольга Анатольевна, здравствуйте!
    Кажется, 100 раз уже говорила, но скажу и в 101-й раз: очень люблю читать сообщения педагогов-блогеров о посещённых мероприятиях (конференциях, семинарах и пр.).
    Минусы, конечно, будут всегда (тоже считаю, что прописывать ФИО нужно полностью, да и бейджи иметь тоже необходимо), но плюсов несравненно больше.
    Спасибо за некоторые приёмчики из нейробики!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо Вам за интерес к теме и со-понимание моих "ворчалок")) Плюсов конечно много, согласна!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Какая прелесть эта нейробика!
    Я уже давно замечала, что как только портится настроение или наступает упадок сил (у меня) - надо срочно что-то поменять, переставить, изменить цветовую гамму или тактильные ощущения.
    Оказывается, я инстинктивно занималась этой самой нейробикой! Как здорово! теперь объясню своим мужчинам научное обоснование моим "художествам".
    А пока у них один вывод: "Не надо расстраивать маму, а то она всё поперекладывает, потом ничего не найдёшь" :))))
    Очень понравилась схема точек на ногах. Взяла себе в копилочку. Покажу дочке - она у меня любит массажики делать своим детям. Да и Ванечке своему поделаю - он любит после усталости расслабиться.
    Очень понравилась лестница, правда, похожа на театр.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Все уже разгадали эту нейробику!)) Оказывается. мы все нейробикой занимаемся)
      Очень рада, что Вы нашли для себя полезную информацию в моем рассказе!)
      А лестница - да, красота!)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! У Вас получился замечательный репортаж об этом мероприятии. С интересом прочла Вашу публикацию и комментарии к ней. Участие в конференции многое дает участникам - это и возможность быть в курсе актуальных научных и практических проблем и способ самому опробовать свою проблему или опыт работы, увидеть слабые моменты, которые нужно еще доработать. Ну и конечно, такие мероприятия являются одним из наиболее эффективных средств установления и поддержания связей среди специалистов. Что у нас и получилось. Удачи Вам и творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Анатольевна! Спасибо за позитивный отзыв! Согласна с Вами: участие в конференции - это хороший опыт для педагога, и в плане общения - со многими блогерами я познакомилась именно в таком формате - на конференциях, в конкурсах.

      Удалить
  9. С удовольствием и неподдельным интересом прочитала Ваше, Ольга Анатольевна, сообщение о посещенном мероприятии. Всегда нахожу и для себя что-нибудь полезное. А вот Ваши советы и упражнения нейробики очень кстати, спасибо огромное. Беру за заметку, особенно это: "Время от времени обновляйте интерьер своей квартиры. Раз в неделю переставляйте вещи в доме и на рабочем столе. Ежедневно обновляйте фон компьютера"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, очень рада, что информация оказалась полезной для многих читателей - пусть изменения, которые мы вносим в облик внешнего мира, принесут нам пользу!)

      Удалить
  10. Добрый вечер, Ольга Анатольевна! Прочла вчера вашу статью и нашла себе занятие на вечер - сделала перестановку в комнате) Для меня информация оказалась очень полезной и "действенной")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Рамазановна! Ваш подход к делу меня радует!))

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Никогда не слышала о таком термине, поэтому читала с большим вниманием Ваш пост! И обнаружила, что, оказывается, на подсознании стараюсь часто менять что-нибудь: будь то интерьер комнаты, или цветы в другую комнату перенести... А теперь, когда Вашу статью прочитала, хочу что-нибудь передвинуть!
    Загляните в мой блог - есть новости о "Книжном шкафе".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Оказывается нас е только любовь к чтению объединяет - но и готовность всегда внести в жизнь что-то новенькое!))
      Иду в Ваш блог!)

      Удалить
  12. Оля, я аж подскочила на сочетание "тренажерный зал"! ну, думаю, Оля начала новую жизнь!)) Хитрюга))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, ну не такой уж я запущенный вариант - у меня и личный тренер есть - внук Петр:), думаю, что 1 час интенсивных игр с Петей вполне замещает час в тренажерном зале)

      Удалить
    2. да это я от зависти,ибо сама чего-то разленилась))
      И Пети у меня пока нет!)

      Удалить
  13. Ольга Анатольевна, здравствуйте! Очень интересная тема. Мне близка тема нейробики. В прошлом году как раз касалась ее в своем блоге (пост "Единство мозга") Уже применяю и ваши рекомендации. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия здравствуйте! Обязательно почитаю Вашу публикацию!

      Удалить
  14. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Как-то выпала я из блогожизни и блогоновостей(((
    А тут столько информации, что мои чувства встрепенулись, нахлынули воспоминания. Как интересна жизнь - что-то узнаешь, увидишь, услышишь, применишь новое и сразу хочется рассказать в блоге.
    Но... что поделать, приходится решать другие задачи и познавать новые сферы деятельности...
    Одно время очень интересовалась нейробикой, использовала в работе, применяла в работе с коллективом, детьми и родителям.
    ))) Сегодня поеду домой другим маршрутом :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Очень рада Вас "видеть" в блоге!:)) Вас очень не хватает в блогообщении)), да и просто - в жизни), но я прекрасно понимаю Вашу занятость. У меня тоже свободного времени практически нет - блог - это в основном поздний вечер, но и это что-то дает.
      Я рада, что тема нейробики "зацепила" столько читателей) А Вы всегда в курсе всего нового, и самой первой познаете и применяете это новое!)
      Я тоже сегодня экспериментировала - шла на работу утром, тротуар пустой и ровный, закрыла глаза:)) и 30 шагов прошла так - необычные ощущения)) Надеюсь, что меня никто не видел).
      Теперь жду - какая будет польза мозгу)))

      Удалить