понедельник, 4 февраля 2019 г.

Думать - это интересно!


"Мы должны учить детей жить в мире, о котором ничего не знаем, решать проблемы, с которыми никто никогда прежде не сталкивался".
/Н.Н. Хоменко/

В этой публикации речь пойдет о ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), применении ТРИЗ - педагогики для формирования  системного творческого мышления у детей, будет представлен обзор  интернет - ресурсов и методической литературы по ТРИЗ и РТВ (развитию творческого воображения), которую можно использовать как для самообразования педагогов, так и в работе с детьми дошкольного возраста. Также эта информация может оказаться полезной родителям, которые хотят, чтобы их дети научились мыслить творчески, видеть проблемы и успешно их решать. 

 ТРИЗ - что это такое? 

Главная проблема нашего мышления, когда дело касается решения каких - либо противоречий,  сложных задач, - это инерция. Французский психолог, педагог, член Французской академии Теодюль Рибо в начале 20 века  провел исследования на предмет зависимости творческого мышления (ось У)  от возраста человека (ось Х). Выяснилось, что в начале 20 века пик творческого воображения приходился на 13-14 лет (в то время - окончание ремесленного училища или гимназии, и т.д.)

Точно такие исследования были проведены в России в начале 21 века (синяя кривая), здесь мы уже замечаем, что пик ТВ снизился и сдвинулся на 10-12 лет,  далее идет резкий спад, в 22-25 лет ТВ=0, и переходит в минусовые значения (активное неприятие нового). Это люди, которые сами ничего не хотят решать, за них решают родители, начальство и т.п., этакие "вечные малыши". Тревожная тенденция, не только потому, что в целом снизился творческий потенциал нашего общества, но еще и потому, что все это ведет к социальным проблемам:  безинициативность, инерционность мышления  в постоянно меняющемся мире приводит либо к депрессии, либо еще хуже - к агрессии или болезням (В.П. Казначеев и др. "Ноосфорная экология и экономика человека") - веский аргумент в пользу развития творческого воображения!

Как правило, при решении задач ("задачи"- в широком смысле) используется  метод проб и ошибок (МПиО), это приводит к тому, что человек подсознательно стремиться использовать те методы, которые когда - то хорошо сработали, но как правило, "вектор инерции" направлен совершенно в сторону от хорошего, "идеального решения". 

Где же выход?

- В развитии умения видеть мир "свежим" взглядом, замечать проблемы (несовершенства) и правильно их формулировать; 

- в развитии желания решать проблемы (задачи);

- развитии творческого воображения с детского возраста;

- в овладении инструментами ТРИЗ, которые дают алгоритм решения задач практически в любой области человеческой деятельности.

Автор ТРИЗ, автор теории
развития творческой личности,
ученый, писатель - фантаст
 Генрих Саулович
Альтшуллер

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) - область знаний, которая позволяет творчески, продуктивно решать проблемы, совершенствовать технические (и не только технические) системы.
Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер.

"Современная Теория Решения Изобретательских Задач включает:
-  Механизмы планомерного преобразования размытой, проблемной ситуации в четкий образ будущего решения.
- Механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений.
-  Обширный информационный фонд - концентрированный опыт решения проблем". /Н. Хоменко/

Если говорить очень обобщенно, ТРИЗ призывает начинать решение любой технической проблемы с конца - с представления идеального конечного результата (Но и решение НЕтехнических задач также требует представления четкой цели - к чему мы хотим прийти).
Далее - построить "девятиэкранную схему талантливого мышления" (или по другому - " системный оператор") в которой рассматриваемая техническая система рассматривается в совокупности - "прошлое - будущее", "надсистема - подсистема". Первые 2 колонки выявят тенденцию развития системы, что поможет двигаться в правильном, реалистичном направлении решения задачи.

Системный оператор. Источник - Открытое образование.
Курс "ТРИЗ" Сибиряков В.Г.

Затем выявляются противоречия - что мешает Системе перейти к нашему идеальному конечному результату (ИКР), используется матрица Альтшуллера (таблица, в которой уже представлены возможные приемы разрешения технических противоречий). Примеры методов разрешения противоречий: сделать наоборот, обратить вред в пользу, сделать заранее, прием дробления - объединения и т.д. и т.п. (Г.С. Альтшуллер предлагает 40 вариантов. Для интересующихся - можно посмотреть подробно Решение задач с использованием приемов разрешения Технических Противоречий -  здесь  )
В разрешении противоречий помогает "вепольный анализ" (учет, что любая система состоит из вещества и находится в каком - либо поле - световое, тепловое, элетрическое, магнитное, информационное, психологическое, "запаховое" и т.п.)
Николай Хоменко. 1954-2011 г.г.
Источник - сайт
ОТСМ - ТРИЗ Николая Хоменко

Более подробную справку об истории создания, развития и распространения ТРИЗ читаем в статье ТРИЗ - мастера Николая Хоменко "

Николай Николаевич являлся учеником и последователем автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и внес значительный вклад в развитие ТРИЗ, занимался разработкой Общей Теории Сильного Мышления - ОТСМ-ТРИЗ.
Являлся основателем и руководителем образовательного проекта "Джонатан Ливингстон".
"Результаты, полученные участниками проекта Джонатан Ливингстон в 2003 г., вызвали серьезный интерес в таких странах как Япония, Корея, Канада, США, Франция. Проект посвящен гармоничной интеграции ОТСМ-ТРИЗ подходов в систему непрерывного творческого образования с постепенной реорганизацией всей системы образования - начиная с двухлетнего возраста до аспирантов и профессионалов разных возрастов и специальностей". 
Основная идея проекта актуальна и сегодня:

"Мы должны учить жить в мире, о котором ничего не знаем, решать проблемы, с которыми никто никогда прежде не сталкивался".
Можно с уверенностью предположить, что в обозримом будущем эта парадигма будет определять развитие системы образования.
Система образования, отвечая новым требованиям жизни, должна формировать умение выявлять и эффективно решать проблемы. Это умение необходимо всем участникам образовательного процесса: учащимся (взрослым и детям) работникам образования, родителям. Оно необходимо всем членам общества, потому что каждый человек в течение всей жизни решает проблемы разного рода и уровня"./Н.Н. Хоменко/

Но для такого подхода в образовании нужен подготовленный педагог (родитель), а в идеале - тандем педагог + родители.

Выше в тексте я уже привела достаточно много ссылок на ресурсы, в которых можно почерпнуть знания по ТРИЗ и РТВ. Повторюсь:

 - Портал "Открытое образование" - бесплатный онлайн - курс ТРИЗУральский федеральный университет  Большую часть лекций читает Сибиряков Виссарион Григорьевич, кандидат технических наук, мастер ТРИЗ. Доступно, с примерами, очень интересно. В технические дебри можно не вдаваться, а достаточно внятное представление об инструментах ТРИЗ получите (я прослушала этот курс). Смотреть лекции можно в удобном для вас режиме, задания - тесты выполнять по желанию. Курс длится с 11 февраля по 30 июня 2019.

- Сайт "Официальный фонд Г.С. Альтшуллера" - в открытом доступе  электронная книга "Введение в ТРИЗ"  а также художественная литература (Г.С.Альтшуллер печатался под псевдонимом Альтов Г,), видео и аудио - материалы, биографические данные.
К стати, если вы хотите посмотреть видео с Г.С. Альтшуллером - привожу здесь эти уникальные кадры (можно смотреть с момента 4.42).








- А. Нестеренко "Мастерская знаний" проблемно - ориентированное обучение на базе ОТСМ - ТРИЗ, учебно - методическое пособие для педагогов, адресовано учителям начальной школы, при этом воспитатель ДОО и родители могут многое почерпнуть из этой книги.
Нестеренко Алла Александровна
Из отзывов о пособии - «Если говорить о том кому надо проходить обучение в данной «Мастерской, то на мой взгляд, тем, кто понимает, что на традиционных методах далеко не уйдёшь, кто понимает, что наши современные дети живут в информационном мире и для них очень важно определять существенные и несущественные признаки объектов, уметь сравнивать, наблюдать, анализировать. Уметь решать проблемы, находить выходы из нестандартных ситуаций...» /Ярмоленко Г.В./ учитель начальных классов.


          Методическая литература и интернет - ресурсы
      для педагогов и родителей дошкольников

Анатолий Гин "ТРИЗ - педагогика.Учим креативно мыслить"  -  Книга отвечает на вопросы:
• Как разжечь внутренний огонь интереса?
• Чему и как нужно учить детей в современном мире?
• Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач может стать основанием новой
педагогики?
• Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен и востребован в будущем?

С.И. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду" (используется в нашем ДОО)  -  пособие для педагогов дошкольных учреждений, в книге прописаны развивающие занятия с детьми 5 - го и 6-го года жизни из арсенала ТРИЗ - педагогики. Цель - развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
Конспекты занятий очень подробные, легкий вариант для педагога. Книга подойдет и для домашних занятий с родителями.

Алла Александровна Нестеренко "Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ - ОТСМ"  
Книга включает в себя три части:
"Ура! У нас проблемы" - о том, как научиться самому и научить ребенка не бояться проблем;
"Играть всегда, играть везде!" - во что можно играть с детьми между делом;
"Страна загадок" - предлагает изучить способы познания и изменения мира через загадки".
Очень полезная и интересная книга! Читать и применять  всем- и воспитателям и родителям!

"Когда я стану волшебником" Ингрида Николаевна Мурашковска, главный специалист Информационно-Методического центра Школьной управы г.Елгава, преподаватель ТРИЗ
 - книга результат коллективного труда, обобщения занятий с детьми 4-7 лет по развитию творческого воображения. Дети познакомятся с волшебниками Дели - Давай, Замри - Отомри, Тянульщик - Стремглав, Великан - Кроха, Фея Инверсия; научатся мыслить системно, использовать инструменты ТРИЗ для разрешения противоречий.

Сайт ОТСМ - ТРИЗ технологии учителям и родителям - ресурсы, проекты, дистанционное обучение.


"ТРИЗ плюс" -  авторский сайт сертифицированного специалиста 2 уровня Международной Ассоциации ТРИЗ Елены Рябининой, уникальный ресурс, где педагоги и родители найдут множество замечательных идей, методических рекомендаций для занятий с дошкольниками по развитию нестандартного мышления и творческого воображения.


Указанную выше методическую литературу легко найти в сети интернет, есть и в свободном доступе, и в продаже по разным ценам. Я в основном приобретала в цифровом варианте на ЛитРес.

Желаю коллегам и родителям успешного и увлекательного освоения вместе с детьми ТРИЗ и РТВ и отличных результатов!

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
    Огромное спасибо за видео и ссылки - буду изучать, но уже понимаю, что ТРИЗ - это огромный пласт, который с наскоку не поднять, надо думать и... пробовать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Вы абсолютно верно подметили, что ТРИЗ - это огромный пласт, нужно посвятить время изучению, чтобы применять с детьми. Но главное - влюбиться в ТРИЗ)) как в свое время это произошло с Николаем Хоменко, и тогда - все получится!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Детей надо учить думать, мыслить, размышлять, фантазировать, изобретать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Да-да, конечно - об этом и речь)

      Удалить
  3. Ольга Анатольевна, добрый день. Спасибо Вам за размещенный материал. Как же важно внимательно изучить, преломить под себя и использовать в работе нам, современным педагогам. На любом этапе обучения и в любом возрасте, в работе с детьми на уроке и во внеурочной деятельности. А еще можно и в работе педагогичесого совета. Главное, что это будет интересно для ученика, что позволит формировать познавательную активность, мыслительную деятельность, все виды УУД, а также находить различные варианты решения проблемной ситуации и еще много-много д

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! ТРИЗ и РТВ не имеют границ, согласна с вами. Легко взять готовые конспекты и работать по ним, но результат...без самообразования не обойтись.
      То, что ТРИЗ вышла за рамки применения в технической сфере, инструменты ТРИЗ применяются практически в любой области жизни, напоминает мне живопись Кандинского - он ушел от предметности, осталась только композиция и цвет.

      Удалить
  4. Оля, я в культурном шоке!)
    Ушла спать с новым комплексом неполноценности)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотелось все что касается источников собрать в один пост, вот и получилось "густо")) Нужны подробности, примеры работы с дошкольниками - они очень интересные! Возможно, еще буду писать на эту тему

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, здравствуйте! Несколько лет назад в нашей гимназии была очень популярна ТРИЗ. Даже факультативы были какие-то. Потому что эти вплотную занимались активные учителя, энтузиасты. Они ушли, а молодые коллеги не занимаются - ведь нужно столько работать!

      Удалить
    3. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Согласна с Вами - нужна увлеченность, чтобы заниматься ТРИЗ, может, не представляют - насколько это интересно и результативно, в общем - замкнутый круг получается(

      Удалить
  5. Так, вижу шикарный материал по любимому ТРИз, обязательно вернусь и почитаю подробнее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, добро пожаловать!) Мне нужно было и самой все собрать в одном месте в качестве закладок, и для моих педагогов.

      Удалить
  6. Дошкольные педагоги очень здорово продвигают и развивают ТРИЗ. Жду целую гору новых книг по теме:) Скоро буду знать ВСЁ:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))) ВСЁ знать невозможно!) Жду аннотации на "гору новых книг"))

      Удалить