вторник, 21 августа 2018 г.

Готовимся к месячнику "Безопасная Кубань": что нужно знать об экстремизме и терроризме?


В соответствии с приказом МОН и МП Краснодарского края от 06.08.2018 г. № 2843 «О проведении краевого месячника безопасности «Безопасная Кубань», приказа департамента образования администрации МО г. Краснодар №1208 от 09.08.2018 г. «О проведении месячника «Безопасная Кубань» в образовательных организациях города в сентябре - октябре текущего года будут проведены мероприятия с детьми, родителями и сотрудниками по направлениям: профилактика экстремистской и террористической деятельности; профилактика пожарной и электро-безопасности; профилактика детского дорожно - транспортного травматизма; мероприятия по безопасности на водных объектах; на объектах железнодорожного транспорта.

Для проведения мероприятий потребуются методические материалы. Это сообщение содержит информацию по профилактике экстремизма и терроризма - определения, информационные листовки, буклеты, брошюра, учебные видео, рекомендации по работе с дошкольниками.

Профилактика экстремистской и террористической деятельности

Информация для педагогов и родителей воспитанников.

Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке (extremus - переводится как крайний). Речь идет о крайних взглядах, мерах и методах, в том числе террористических акциях.

Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства). В целом под этим словом мы сейчас чаще всего понимаем политику отдельных объединений, основанную на применении террора.  
Рост терроризма в мире принуждает власти многих стран разрабатывать комплекс мер направленных на борьбу с этим негативным явлением. 

Наиболее действенные методы борьбы с терроризмом в мире: 
  • контроль и пресечение деятельности запрещенных организаций экстремистской направленности;
  • объявление вознаграждений за информацию о нахождении лиц подозреваемых в данном виде преступной деятельности;
  • разработка и выполнение совместных военных операций по ликвидации террористов в различных странах;
  • контроль СМИ, информационных ресурсов в глобальной сети на предмет их причастности к организациям боевиков;
  • разъяснительная работа с населением страны с целью информирования о методах распознания потенциальных террористов, поведении при обнаружении подозрительных предметов.
Эти методы позволяют не только бороться с последствиями терактов, но и предупреждать их. Внедрением методов занимаются такие организации по борьбе с терроризмом в мире, как Интерпол, ООН, НАТО, ЕС. 

Немаловажным фактом является усиление противодействия терроризму в мире со стороны бдительных граждан, благодаря которым было предотвращено множество взрывов и прочих противозаконных действий. 

Для просвещения взрослого населения используются как печатная продукция - брошюры, памятки, листовки, буклеты, так и учебные фильмы. 

Брошюра "Антитеррор. Практикум для Горожанина" /можно скачать/ (Сборник/сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру» - М.: Издательство «Европа», 2005.-112 с.)
Освещается круг вопросов: общие правила безопасности; как выявить террориста; поведение в толпе; эвакуация; набор для выживания; семейный план; первая помощь в случае ранения; советы психолога; как вести себя при терактах; обеспечение личной безопасности; если вам угрожают; информация для родителей; безопасность детям; важные советы. 

источник

источник
источник

источник
Основа буклета - источник


Учебные фильмы антитеррористической направленности 

Терроризм - как не стать его жертвой" (длительность 21 мин.) - фильм подготовлен институтом криминалистики по заказу пресс - службы Управления ФСБ России по г. Москве и Московской обл. 



Второй фильм "Правила поведения при террористической угрозе" - длительность 1 минута, очень наглядный, четкие установки, можно показать и детям старшего возраста:

 


Работа с детьми дошкольного возраста  

Дети должны понимать, что существуют важные правила безопасности для тех случаев, когда они находятся в одиночестве и не опекаемы родителями. Дети предоставлены самим себе, даже когда они отдаляются от ответственного за них взрослого всего лишь на короткое время и на небольшое расстояние. 

Какие формы работы с детьми принесут наибольшую пользу? Беседы, чтение тематической художественной литературы, просмотр мультфильмов, тренинги, использование кейс - иллюстраций и др. - комплексный подход наиболее эффективен.



Просто рассказывать детям о правилах безопасности или показывать, что нужно делать, недостаточно. Когда мы только говорим с ними об опасности, их растущая степень информированности может повысить их уровень тревоги.

 Дети учатся лучше с помощью активной игровой практики: разыгрывание ситуаций (ситуация - "незнакомый взрослый" пытается заговорить, что - то "подарить", просит передать какой-либо предмет или пакет, игрушку, просит помочь, приглашает в гости и т.д.; ситуация - найдена игрушка (планшет, сумочка и т.д.) - как себя повести? и т.п. ).

Важно, чтобы ребенок понимал, кого нужно отнести к категории "незнакомый взрослый". Родителям нужно поговорить с ребенком и определить круг лиц, которым он может доверять: родственники, близкие друзья семьи, воспитатель и т.п. Со всеми остальными взрослыми (даже условно знакомыми - например сосед по дому и проч.) ребенок не должен вступать в разговоры, лучше ответить "Я спрошу у мамы" и немедленно уйти от незнакомца к родителям.
 
К сожалению, тренинги с детьми даже школьного возраста показывают, что стоит изменить формулировку, и дети забывают о бдительности. Посмотрите фрагмент видео с 2.33 мин.:



Поэтому регулярное разыгрывание с детьми разных потенциально опасных ситуаций воспитает у детей навыки правильного поведения. Необходимо в уголке безопасности в группе иметь наглядные плакаты по теме:



Также в практике формирования навыков безопасного поведения с дошкольниками  целесообразно использовать кейс-иллюстрации. Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс иллюстрации можно подобрать из сети интернет, например такие:




У детей часто встречается заблуждение, что опасный  незнакомец обязательно должен быть страшным, неопрятным и т.д., в реальности это может оказаться приветливый, приятный внешне человек (мужчина или женщина любого возраста), которые могут предложить погладить собачку, попросить показать дорогу к магазину и т.д.

Иллюстрация из книги Людмилы Петрановской "Что делать, если..."










Нужно помнить, что дети от природы беспечны и доверчивы, поэтому чем чаще мы напоминаем детям несложные правила безопасного поведения, тем больше вероятность, что они их запомнят и будут применять.

Тема профилактики экстремизма и терроризма в педагогических блогах
- в блоге Ткаченко Анны Борисовны "Директор.ru" статья "Дети в опасности - экстремизм" 
В блоге "Мастер - класс!" Помыткиной Екатерины Викторовны сообщение "Школа против террора": информация о террористических актах, совершенных за последние десятилетия.
В блоге Кирсановой Светланы Николаевны Modern English Teacher "Как похищают детей"


13 комментариев:

  1. Ольга Анатольевна, вот Вам еще материальчик полезный на эту тему: http://svetlanakirsanova.blogspot.com/2014/06/blog-post_28.html
    Или - книга в 2 томах Людмилы Петрановской "что делать, если..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Николаевна! Добавила ссылку в сообщение.

      Удалить
    2. Про книгу знаю, планирую закупить в детский сад. В сообщении размещена иллюстрация из этой книги

      Удалить
  2. Ольга Анатольевна, добрый вечер. спасибо, что не обошли вниманием и мой блог с этой важной для всех темой безопасности. Я тоже отправлю ссылку на Вашу публикацию на страничку безопасности школьного сайта

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!Ваша рубрика "Азбука безопасности" очень содержательна, не раз к ней обращалась за информацией, - спасибо!

      Удалить
  3. Спасибо за такой полный набор информации! Дети действительно очень доверчивы и необходимо с ними учить, что на любую просьбу со стороны незнакомого (и знакомого, кстати, тоже) взрослого нужно отвечать "я спрошу у мамы". Легко и просто. Дети это быстро запоминают. Ну и выучить семейный код - слово или набор цифр, придуманный в семье специально для таких случаев, и если ребенку что-то говорит незнакомец, якобы от мамы или папы, то спрашивать у него секретный семейный шифр. Если он его не знает, то этот незнакомец не от мамы с папой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо за ценные дополнения!Да, есть смысл с ребенком обговорить, относится ли к незнакомцам например сосед по подъезду, или какие-то люди, с которыми взрослый в присутствии ребенка разговаривал 2-3 раза.

      По поводу семейного кода для дошкольников - я не уверена (ребенок может с кем-то это обсуждать из друзей в людном месте или по телефону, потерянный код опаснее его отсутствия), но тут уже каждая семья решает сама.



      Удалить
  4. Интересный материал! Яркие памятки! А с дошкольниками о терроризме вы тоже беседуете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, с дошкольниками - только в пределах учебного фильма № 2 (1 минута), остальное - безопасность на улице и с незнакомцами.

      Удалить
  5. Ох ты Господи. Убереги наших детей от беды.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Много полезной информации - спасибо! Сейчас каждый должен знать основы безопасности, даже дошколенок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Да, это информация, которая всегда актуальна.

      Удалить